Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев изменил указ о режиме самоизоляции в Свердловской области с 13 апреля.
Согласно документу:
- Разрешат возобновить работу всем промышленным предприятиям.
- Парикмахерским разрешат подстригать клиентов (но ничего больше).
- Во всех городах откроются магазины, рынки и муниципальные детсады, за исключением Екатеринбурга, Среднеуральска, Верхней Пышмы, Березовского, Красноуральска, Верхней Салды, Богдановича и Нижнего Тагила.
- В Екатеринбурге, Среднеуральске, Верхней Пышме, Березовском, Красноуральске, Верхней Салде, Богдановиче и Нижнем Тагиле смогут работать только частные детсады и дежурные группы.
- Все жители области смогут выходить из дома, чтобы получить услуги в организациях, чья работа не запрещена.
Основатель магазина «Норд» Илья Борзенков в разговоре с 66.RU констатировал, что «губернатор начал тонко настраивать ситуацию по территориально-отраслевому принципу».
Илья Борзенков, основатель магазина «Норд»:
— До того все регионы пытались ориентироваться на Москву, которая более однородна, чем Свердловская область, с примерно одинаковой плотностью населения. У нас ситуация в Екатеринбурге и в каком-нибудь малом городе может существенно отличаться. Поэтому там могут открыться магазины, рынки и детсады. Из-того, что есть послабления, я делаю вывод, что ситуация не критическая.
Бизнесмен позитивно воспринял тот факт, что в регионе откроются промышленные предприятия. «Губернатор, таким образом, восстанавливает товарно-денежные цепочки, которые обеспечивают отрасли жизнеобеспечения. Кто бы что ни говорил про малый бизнес, но все-таки вклад в ВВП у них невелик. Их влияние на экономику не критическое», — пояснил Борзенков.
При этом его удивило, что губернатор открыл парикмахерские только для стрижки, а не для окраски. «Проведу аналогию: в городе работают магазины бытовой техники, но закрыты ювелирные салоны. Значит, без холодильника человек не может обойтись, а без колечка — может. Здесь так же: стричься можно, а окрашивание может подождать», — подметил основатель «Норда».
Совладелец бизнеса по производству рекламных стендов для строителей и производителей строительных материалов Стас Березин считает новый указ попыткой соблюсти баланс.
Стас Березин, предприниматель:
— Ругать никого не хочется. Похоже на самостоятельное решение. У нас странно получается — государство и запрещает работать, и не поддерживает предпринимателей. Надо выбрать что-то одно: или крестик снять, или трусы надеть.
Он указал на то, что «промышленные предприятия» — это очень широкое понятие, под которое подходят две трети компаний, у которых есть хоть какое-то производство. Это не только заводы, но и кондитерские, и рекламные компании. «Только кофе нормального опять не попьем», — горько пошутил Березин.
Он также считает странным разрешение на работу парикмахерских. «А почему ногти нельзя обрабатывать? Как будут наказывать и контролировать тех, кто начнет не только стричь, но и красить? Ладно если бы касалось ограничения количества человек внутри. Опять получается, что наши органы хорошо работают с запретительными мерами, но плохо с контролем. Предложенные меры развязывают во многом руки бизнесу. Но не во всем. Думаю, если сценарий заболеваемости изменится — нас ждет ужесточение карантина», — спрогнозировал Березин.
Новый указ губернатора никак не затрагивает сферу ресторанного бизнеса — заведения по-прежнему не смогут работать. Это неизбежно приведет к тому, что они начнут закрываться, заявил 66.RU ресторатор Олег Ананьев.
Олег Ананьев, ресторатор:
— Резервов нет. Мы просто ждем конкретики, когда все закончится или перейдет в другую фазу, а потом будем банкротиться, продавать… Мы в долговой яме, и даже если нам дадут кредиты на выплату зарплат сотрудникам, это отсрочка приговора. Даже если под ноль процентов, все равно придется возвращать незаработанные деньги. А всплеска спроса не ожидается.
Шансы выжить, по мнению Ананьева, есть только у тех, у кого был «жирок» или серьезный спонсор, который зарабатывает деньги в другой сфере. «А средние рестораны, скорее всего, просто закроются или переформатируются под кофейни, кулинарии или магазины», — считает он.
Но Ананьев видит в сложившейся ситуации и плюсы. Он предполагает, что кризис уберет с рынка много заведений, которых в городе был переизбыток при низкой заполняемости. Это повысит в том числе качество персонала.
Ранее Владимир Путин заявил на встрече с губернаторами, полпредами и членами правительства, что потери бизнеса из-за пандемии коронавируса уже достаточно серьезные, и добавил: «Нужно создать все условия, чтобы компании и организации возвращались в нормальный график работы. Сделать это нужно продуманно и аккуратно, внимательно отслеживать ситуацию».
На следующий день губернатор Свердловской области анонсировал смягчение ограничительных мер, касающихся бизнеса. В своем Instagram он ответил подписчикам, напомнившим, что глава минпромторга Денис Мантуров рекомендовал с 13 апреля открыть парикмахерские, ломбарды, цветочные центры. В пример привели Курган, где уже открыли салоны красоты. Куйвашев написал следующее: «Я понимаю, что многие предприятия малого бизнеса сейчас оказались на грани выживания. Сейчас мы с правительством прорабатываем разные варианты, как можно облегчить жизнь предпринимателей».
По данным ИТ-компании «Эвотор», за неделю самоизоляции в России закрылось больше половины торговых точек. Самыми устойчивыми к кризису оказались пивные и зоомагазины. Больше остальных от кризиса пострадали сфера услуг и fashion: на прошлой неделе не работали 89% салонов красоты, оборот этого сегмента сократился на 90%.