Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Я запустил бизнес, но грянул кризис. Руководство по выживанию в условиях спада экономики

27 марта 2020, 20:28
Я запустил бизнес, но грянул кризис. Руководство по выживанию в условиях спада экономики
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Предпринимателям сейчас нелегко. Но даже в такой ситуации можно остаться в строю. Как это сделать, рассказал опытный финансовый аналитик.

Константин Селянин — кандидат экономических наук и один из самых известных в Екатеринбурге финансовых аналитиков. В подкасте шоу «#startup_reality. Твой ключ от бизнеса» он рассказал, как найти свою нишу в период кризиса, правильно построить финансовую модель бизнеса и не прогореть.

Полную версию подкаста слушайте здесь:

Что сейчас происходит?

9 марта 2020 года называют «черным понедельником». Цены на нефть упали на 30% — стоимость Brent снизилась до $31,68 за баррель. Произошло это потому, что Россия не договорилась с ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти) об ограничениях на добычу топлива. В ночь на 10 марта цены на нефть скорректировались на 6%, однако российская валюта продолжает стремительно падать.

Из хорошего: Центробанк не поддался панике и сохранил ключевую ставку.

Стоит ли повременить с бизнесом?

Константин Селянин считает, что кризис — не только риски, но и новые возможности. Так, сейчас могут взлететь стартапы, связанные с онлайном: торговля, курсы, сервисы и другое. Онлайн-ниша растет на десятки процентов.

В условиях кризиса значимость стратегии возрастает в несколько раз. Предпринимателям, которые открывают свое дело в данный момент, следует тщательно проанализировать нишу, потребителя и назначение продукта. И, возможно, скорректировать формат стартапа в соответствии с ситуацией.

Константин Селянин советует начать со стратегического планирования: посмотреть на свой бизнес глазами рынка. Ответить на главный вопрос: нужно ли это сейчас кому-то? Составьте бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Подходите к расчетам максимально консервативно — закладывайте буквально все возможные риски, даже самые маловероятные.

А если расчеты показывают, что не получится?

Не стоит сразу отказываться от идеи. Скорректируйте финансовую модель, найдите «пробоину» и более эффективную альтернативу для сырья, оборудования или маркетинговой стратегии. Универсального рецепта нет, все индивидуально.

Обращайтесь к специалистам, чтобы получить качественную экспертизу. Лучше заплатить профессионалам, чем потом столкнуться с большими убытками и банкротством.

На какой срок составлять финансовую модель?

Константин Селянин рассказал, что чем более длительная финансовая модель, тем лучше. Однако в случае со стартапами сложно делать долгосрочный прогноз. Поэтому главный совет: составить модель на такой срок, который кажется реалистичным в данный момент. Но вряд ли он может быть меньше года, многие стартапы «выстреливают» на второй или пятый год.

Финансовая модель — гибкая структура, ее нужно регулярно пересматривать. В зависимости от ниши это можно делать раз в квартал или раз в год. Но ее точно нужно переоценить, если вы начали от нее отклоняться.

Главный совет — смотреть на свою бизнес-модель глазами рынка и не самого лояльного потребителя. Ответьте на вопрос «Почему я должен это купить?» непредвзято.

Послушайте другие выпуски подкаста со специалистами по ведению бизнеса

О микробизнесе, который достиг успеха, потому что основатель делает то, что нравится самому:
О плюсах и минусах ООО и ИП и отношении к ним банков и налоговой:
  • Шоу «#startup_reality. Твой ключ от бизнеса» запустил председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин.
  • Во время второго сезона стартаперов будут консультировать бизнесмены. За ограниченное время участники должны реализовать идею, поставить бизнес на ноги и наладить его работу. Тому, у кого это получится лучше всего, достанется 2 млн рублей. Приз за второе место — миллион, за третье — 500 тысяч рублей. При этом количество участников будет сокращаться с каждым выпуском.
  • В четвертом выпуске шоу определят четверых участников, которые останутся в проекте и получат по 300 тыс. рублей на развитие стартапа.