«Яндекс» передает персональную информацию клиентов такси не только полиции, но и органам власти. В распоряжении 66.RU оказался ответ «Яндекс.Такси» на запрос свердловского министерства транспорта и дорожного хозяйства. Чиновников интересовали поездки водителя, совершенные им в середине июля 2019 года.
Компания предоставила детальный отчет, в котором указано время заказа такси, во сколько водитель забрал пассажира, когда и где завершил поездку. Ответ о работе екатеринбургского водителя оформлен на имя замминистра. В пресс-службе «Яндекс.Такси» заявили, что предоставили информацию на основании положения. Согласно документу, региональное министерство вправе запрашивать сведения у любых организаций.
Несколько дней назад представитель «Яндекс.Такси» сообщала, что компания передает данные силовикам — полиция может по запросу получить информацию о поездках клиента. «Из практики мы знаем, что предоставление информации важно для раскрытия преступлений и подчас помогает спасти чью-то жизнь», — объясняла «Медиазоне» пресс-секретарь Наталья Рожкова.
Формально «Яндекс» вправе передать персональную информацию клиента третьим лицам. Такое право дал сам пользователь, когда прочитал «Политику конфиденциальности» компании и «Условия использования сервиса» и подтвердил, что согласен с ними. Это делает каждый клиент, говорит юрист Евгений Дедков.
Евгений Дедков, юрист, управляющий партнер «Юста Аура»:
— Юридическая служба составляет соглашения таким образом, чтобы иметь максимальные полномочия на использование той информации, которую они аккумулируют.
Одно из базовых положений закона о персональных данных — получение согласия субъекта персональных данных на их обработку, говорит Дедков. Как только оно получено, компания действует в соответствии с внутренними правилами и федеральными законами.
В частности, в Политике конфиденциальности «Яндекса» указано, что компания может передавать персональную информацию пользователя третьим лицам, среди которых:
- правоохранительные органы;
- центральные и местные исполнительные органы власти;
- госорганы — в это число входит региональный минтранс — и суды;
- рекламные сети или рекламодатели;
- перевозчики (такси) и так далее.
Продолжить пользоваться такси, но запретить «Яндексу» передавать личную информацию правоохранителям или чиновникам не выйдет — «используя сервисы, вы соглашаетесь на такую передачу». Если же пользователь не согласен с каким-либо пунктом, то не стоит заказывать такси через «Яндекс».
Полностью скрыть свои персональные данные от «Яндекса» или других сервисов не получится, говорит Евгений Дедков: «В цифровую эпоху придется игнорировать все, потому что везде одна и та же картина. То же самое будет и в Uber, и где-то еще».
- О том, что «Яндекс» передает данные пользователей правоохранителям, стало известно из дела Ивана Голунова. Полицейский Игорь Ляховец, который руководил задержанием журналиста, узнал адрес его дома из истории поездок.
- В 2019-м выручка «Яндекс.Такси» выросла почти вдвое по сравнению с предыдущим годом — до 37,9 млрд рублей. Это произошло благодаря увеличению числа поездок, объясняют в компании. В четвертом квартале 2019-го такси заработало почти четверть всей выручки «Яндекса», писал ТАСС.