Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализуется с 2017 года по указу Владимира Путина. Президент поставил задачу привести к нормативному состоянию 85% всех дорог крупных агломераций к 2025 году.
В 2019 году Екатеринбургу по федеральной программе выделили миллиард рублей на ремонт городских улиц. В 2020 и 2021 годах федерация даст на эти цели еще два миллиарда. Один из таких контрактов на ремонт дорог в рамках федеральной программы получила компания «УралДорТехнологии». Причем без торгов и без снижения стоимости, поскольку была единственной, кто заявился.
В апреле МКУ «Городское благоустройство» заключило с подрядчиком контракт на 259 млн рублей. В рамках контракта компания должна была отремонтировать шесть дорог, в том числе улицы Шефскую (от Блюхера до Фронтовых Бригад), Таганскую и Индустрии. На эти три улицы были заложены деньги из федерального бюджета, остальные три ремонтировались за счет городского и областного бюджета.
Еще в июле руководитель регионального офиса Transparency International и член Общественной палаты Екатеринбурга Екатерина Петрова опубликовала пост, в котором указывала, что «УралДорТехнологии» не спешит ремонтировать объекты. К середине лета, по словам Екатерины, на улицах Шефской и Индустрии только уложили нижний слой и частично поменяли бордюры, а на Таганской не делали ничего. При этом по контракту все работы должны были закончить до 30 сентября.
Вот как выглядел ремонт улицы Индустрии летом:
Видимо, в августе и сентябре подрядчик ускорился — последние акты приемки датированы 9 октября. Никакой информации о ненадлежащем исполнении контракта и претензиях со стороны заказчика не выявлено. «УралДорТехнологиям» уже выплатили 190,5 млн рублей.
Однако фактически, утверждает Екатерина Петрова, работы были выполнены некачественно: керны (пробы асфальта), которые брала лаборатория по заказу «Горблагоустройства» с улиц Индустрии и Шефской, тут же рассыпались. «Сцепления между слоями асфальта не было, то есть керны развалились. Это значит, что работы сделаны некачественно, скорее всего, нарушена технология укладки асфальта. Такую дорогу принимать и оплачивать нельзя, пока подрядчик не исправит свои косяки», — написала Петрова в Facebook.
По неофициальной информации, претензии к подрядчику у чиновников все же есть — ему дали срок до 15 октября, чтобы исправить уклон на Шефской, которого пока недостаточно, чтобы вода уходила с проезжей части.
По данным сервиса «Контур.Фокус», у «УралДорТехнологий» за последние два года десяток исков на 82 млн рублей о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам строительного подряда от «Управления дорог» Свердловской области и «Свердловскавтодора». По части из них производство было прекращено после того, как «УралДорТехнологии» отремонтировали дороги по гарантии. По контракту в рамках «Безопасных дорог» срок гарантии по покрытию — 4 года, по тротуару — 3 года.
С начала года «УралДорТехнологии» уже выиграли конкурсы на проведение дорожных работ на 1,16 млрд рублей. Один из них — тендер на строительство велодорожек в Шарташском лесопарке на 360 млн рублей. Причем сначала госзаказ получил другой подрядчик, но с ним контракт расторгли.
По сумме контрактов «УралДорТехнологии» – лидер среди других дорожных строителей. Его ближайшие конкуренты получили заказы на суммы в два раза меньше. Рейтинг королей госзаказа, который мы составляли в июле, выглядит так:
Топ-7 дорожных королей госзаказа:
Компания «УралДорТехнологии» связана с именем бывшего министра транспорта Свердловской области Александра Сидоренко, которого обвиняли в незаконном предпринимательстве.
Занимая должность министра, Сидоренко являлся фактическим владельцем 70% доли в ООО «УралДорТехнологии», оформленном на его тещу Галину Иост. А брат министра владел 100% ООО «УралТрансПетролиум». Обе эти компании связаны с Романом Ждановым. Именно он в 2016 году написал заявление в ФСБ на экс-министра транспорта Свердловской области Александра Сидоренко. Жданов также выступил свидетелем обвинения и рассказал, что экс-министр помогал его компании, в том числе и различными торгами. После этого Иост выбыла из состава учредителей «УралДорТехнологии». В итоге уголовное дело в отношении Сидоренко прекратили в связи с истечением срока давности.
С 2011 по 2016 год, когда Сидоренко возглавлял министерство транспорта Свердловской области, «УралДорТехнологии» и «УралТрансПетролиум» при его поддержке могли выиграть контракты на сумму от 2,5 до 4,5 млрд рублей.