Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как украсть половину денег на транспортировке мусора. Схема, о которой стоит узнать генпрокурору Чайке

Как украсть половину денег на транспортировке мусора. Схема, о которой стоит узнать генпрокурору Чайке
Фото: архив 66.RU
Генпрокуратура и ФАС взялись за проверку региональных операторов. Они выясняют, законно ли компании получили такой статус и как формируются тарифы. Такие вопросы есть и к «Спецавтобазе». Антимонопольщики считают, что МУП не слишком законно заключило контракты на 2,7 млрд рублей со своим подрядчиком — «Транссервисом». Как заявляют некоторые участники рынка, до половины суммы может теряться по пути от сбора населения до выплаты фактическим перевозчикам – небольшим компаниям, работающим на субподряде.

Генеральный прокурор России Юрий Чайка провел в Екатеринбурге большое совещание, посвященное мусорной реформе. На этом мероприятии генпрокурор раскритиковал деятельность региональных операторов за несвоевременный вывоз мусора, завышение тарифов, а муниципалитеты — за нарушение законов при заключении контрактов за регоператорами.

Вопросы к формированию тарифов есть не только у Генпрокуратуры, но и у антимонопольщиков и участников рынка. Как рассказали 66.RU на условиях анонимности представители нескольких компаний, ЕМУП «Спецавтобаза» при участии своего единственного подрядчика — ООО «Транссервис»могут выводить до половины тарифа на вывоз мусора.

Схема, если верить субподрядчикам, с которыми заключает договоры «Транссервис», может выглядеть так: с населения и предприятий в месяц «Спецавтобаза» собирает 426,5 рубля за транспортировку мусора, эти 426,5 рубля переходят подрядчику. Но, как утверждают некоторые участники рынка, компании, которые на самом деле вывозят мусор из ваших дворов вместо «Транссервиса», могут получать от него всего по 200 рублей за кубометр — более чем в два раза меньше официальных сумм из тарифа.

Как украсть половину денег на транспортировке мусора. Схема, о которой стоит узнать генпрокурору Чайке
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Транспортировка мусора — самая большая часть общего тарифа. «Спецавтобаза» отдает ее единственному подрядчику — частной компании. Само муниципальное предприятие на вывозе ТКО ничего не зарабатывает.

Претензии есть и к самому тарифу на вывоз мусора и выбору подрядчика. Так, УФАС по Свердловской области возбудило дело в отношении «Спецавтобазы». В действиях муниципального предприятия антимонопольщики нашли признаки нарушения части 1 статьи 17 закона «О защите конкуренции». В ведомстве пояснили, что «Спецавтобаза» нарушила правила проведения торгов, в результате которых формируются цены на услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов. По словам представителей мусорного бизнеса, у них остается два варианта: либо отказываться от договоров с подрядчиком регионального оператора и уходить с рынка, либо работать на износ, не тратя средства на амортизацию машин.

Речь идет о трех тендерах на определение поставщика, который займется сбором и транспортировкой бытовых отходов. Все три аукциона на сумму более 2,7 млрд рублей выиграл единственный подрядчик — ООО «Транссервис». В УФАС считают, что при проведении торгов на электронной площадке «РТС-тендер», ЕМУП «Спецавтобаза» опубликовало извещения таким образом, чтобы ограничить круг участников. Вместо того чтобы опубликовать их во вкладке для торгов по закону № 44 (основной закон о закупках, по которому проводится большинство торгов), информация появилась во вкладке, предназначенной для торгов по федеральному закону № 223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

«Это может рассматриваться не иначе как намерение скрыть информацию о проводимых торгах с целью ограничить круг участников аукциона. Единственным участником аукционов и, как следствие, лицом, с которым ЕМУП «Спецавтобаза» были заключены договоры, стало ООО «Транссервис» — пришли к заключению антимонопольщики.

В самой «Спецавтобазе» считают, что никаких нарушений при проведении торгов не было. Они проходили в соответствии с требованиями № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а результаты были опубликованы на электронной площадке «РТС-тендер». В ответ на официальный запрос 66.RU руководство муниципального предприятия подтвердило, что «Транссервис» — единственная компания, которая заявилась на участие в конкурсах. Хотя возможности были у всех.

Из ответа ЕМУП «Спецавтобаза» на запрос 66.RU:

— ЕМУП «Спецавтобаза» ограничено в выборе контрагентов по договорам на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории АПО-3 результатами торгов, в соответствии с которыми победителем торгов признано ООО «Транссервис», а никакие другие организации. Другие операторы, оказывающие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, имели полное право участвовать в указанных аукционах, однако не принимали в них участие, заявок на участие не подавали.

При этом в УФАС отмечают, что 73,35% затрат в тарифе (426,25 рубля) «Спецавтобазы» приходится на транспортировку ТКО, которую оказывает «Транссервис». Это дороже, чем та же услуга у «Рифея», — в Нижнем Тагиле перевозку кубометра отходов оценили в 317,2 рубля.

В самой «Спецавтобазе» 66.RU заявили, что муниципальное предприятие ничего не зарабатывает на вывозе мусора. И поскольку является муниципальным предприятием, то «говорить о прибыли не приходится». Предпринимательская прибыль компании, в отличие от того же «Рифея», равна нулю.

Мы обратились с официальным запросом на имя генерального директора группы компаний «Транссервис» Дмитрия Елизарова с просьбой прокомментировать такое тарифообразование, но к моменту публикации руководство компании так и не предоставило ответ. В ЕМУП «Спецавтобаза» также не комментируют ситуацию, ссылаясь на то, что это относится к внутрихозяйственной деятельности ООО «Транссервис».

Согласно сервису «Контур.Фокус», компания «Транссервис» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей зарегистрирована в 2009 году. Соучредителями выступают Дмитрий Елизаров (соучредитель или участник еще пяти фирм, занимающихся сбором отходов) и Семен Истомин. Выручка «Транссервиса» по итогам 2017 года составила 586 млн рублей, чистая прибыль — 5,6 млн рублей. Согласно данным сайта госзакупок, компания специализируется на вывозе твердых бытовых отходов и их утилизации в ХМАО-Югре, на Ямале, в Тюменской и Челябинской областях.