Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Самый спорный инфраструктурный проект»: четыре причины вообще не строить вторую ветку метро

25 февраля 2019, 08:00
«Самый спорный инфраструктурный проект»: четыре причины вообще не строить вторую ветку метро
Фото: архив 66.ru
Последнюю станцию метро в Екатеринбурге открыли семь лет назад и на этом стройку заморозили. Город не выбил у федерации деньги на реализацию проекта к чемпионату мира по футболу в 2018 году и упустил шанс продолжить строительство после проигрыша заявки на проведение ЭКСПО-2025. Тем не менее и городские и областные чиновники обещают: вторая ветка метро будет. Правда, внятных аргументов, зачем она нужна и где взять деньги, у них нет.

Полномочный представитель президента в УрФО Николай Цуканов, выступая на совещании у секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, вновь выразил надежду, что федеральный бюджет «окажет поддержку» региону и найдет деньги на строительство второй ветки метро. По словам Цуканова, это перераспределит до 45% пассажиропотока в более безопасные условия перевозки, сократит на 25% количество мест концентрации ДТП и снизит экологическую нагрузку.

Проект второй ветки метро

Вторая ветка метрополитена Екатеринбурга должна связать западную и восточную часть города. Ее длина составляет 14,6 километра. В своем докладе, подготовленном по заказу министерства экономики и территориального развития Свердловской области, аналитики Высшей школы экономики и АЦ «Эксперт» приводят аргументы, почему строительство новых станций — один из наиболее спорных инфраструктурных проектов. 66.RU проанализировал эти заявления и подкрепил факты цифрами.

1. У муниципального и регионального бюджетов нет необходимых денег или частного партнера, который мог бы вложиться в строительство.

Стоимость второй ветки метро оценивается в 78,9—81,8 млрд рублей — два годовых бюджета Екатеринбурга. Существует три способа получить деньги на реализацию проекта: попросить из федерального бюджета, выкроить из областного бюджета или договориться с частным инвестором. Но все они не работают:

И в докризисные времена Москва отказывалась дать денег Екатеринбургу на метро. Их ждали под проведение чемпионата мира по футболу — не дождались, отказались их дать и под 300-летие Екатеринбурга, которое город отметит в 2023 году. Заявку ЭКСПО-2025 уральская столица проиграла, а значит, федерация не станет финансировать проект.

У области как не было, так и нет денег на новую ветку. Очевидно, чтобы профинансировать строительство ветки метро, областные власти должны будут где-то эти деньги взять в долг: либо у банка, либо у частного инвестора. При условии, что государственный долг Свердловской области превышает 66 млрд рублей, занимать еще 80 млрд руб. на метро — не вариант.

Третий способ найти деньги на строительство — государственно-частное партнерство. Однако власти до сих пор так и не разработали механизм привлечения частных инвестиций. Чтобы привлечь инвестора, проект строительства должен быть окупаем. А пока екатеринбургский метрополитен работает себе в убыток.

2. Аргументы в пользу строительства второй ветки метро слабые. «Обычно они формулируются в виде «это разгрузит дороги», «это облегчит транспортную ситуацию», «это позволит быстрее добираться до центра». Но данная точка зрения не подтверждена расчетами — по пассажиропотоку (в том числе перспективному), загруженности меридионального сообщения», — говорят авторы доклада.

Действительно, последние несколько лет пассажиропоток метрополитена падает. В 2013 году екатеринбургская подземка перевезла 52,4 млн пассажиров, в 2014 году — 51,9 млн, в 2015 году — 49,9 млн, в 2016 году — 49,2 млн.

3. Никто не сопоставил альтернативные варианты оптимизации системы общественного транспорта. Например, затраты на формирование линии скоростного трамвая с запада на восток.

4. До сих пор не представлены убедительные расчеты стоимости содержания двух веток метро. Данный вид общественного транспорта (как и любой другой в Екатеринбурге) является убыточным.

Согласно сервису «Контур.Фокус», как минимум с 2005 года предприятие терпит убытки от продаж. В 2014 году это был убыток в 185 млн руб., в 2015 году — 334 млн руб., в 2016 году — 204 млн руб., в 2017 году — почти 78 млн руб. И каждый год екатеринбургский метрополитен заканчивает с миллионными чистыми убытками.

Напомним, в январе Свердловские власти начали готовить документы по строительству ветки метро в сторону ВИЗа. Примерная стоимость разработки проектной документации — 2,2 млрд рублей. По подсчетам ОАО «Уралгипротранс», проект метро от станции «Площадь 1905 года» до станции «Металлургическая» составил 780 млн рублей, от «Металлургической» до станции «Западная» (на ВИЗе, где планируется разместить экспо-парк) — 300 млн рублей. В другую сторону, от «Площади 1905 года» до станции «Каменные палатки» с электродепо, стоимость проектной документации составит 1,1 млрд рублей.

Вопрос
Нужно ли строить в Екатеринбурге вторую ветку метро?
  • 73%
  • 27%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию