Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как побороть пробки, точечную застройку и безжизненные старинные здания? Объясняют архитекторы

18 сентября 2018, 09:40
Как побороть пробки, точечную застройку и безжизненные старинные здания? Объясняют архитекторы
Фото: 66.ru
В России на конкурсе «Архитекторы.рф» из полутора тысяч участников выбрали сто человек. Трое оказались из Екатеринбурга. 66.RU задал победителям три наболевших вопроса, над которыми много лет бьются уральские градостроители. Архитекторы рассказали, как сделать, чтобы жители спальных районов удобно добирались до центра, что делать с заброшенными памятниками архитектуры и как побороть хаотичную точечную застройку.

Евгений Волков, архитектор бюро R1

Транспорт. Дело в градостроительной политике. Бесполезно расширять дороги и строить развязки— лучше возводить дома там, где уже проложили метро, ходят трамваи и автобусы. Если плотность застройки увеличивать ближе к центру — жители будут меньше перемещаться. Из Академического и Солнечного неудобно добираться, потому что скоростного трамвая нет, а маршрутки всех не вмещают. При этом в городе много мест для строительства. Вот за Управлением железной дороги пустует огромная территория, которая принадлежит РЖД и которой никто не пользуется. Еще рядом со станцией «Машиностроителей» одни склады и промышленные зоны.

Мертвые памятники архитектуры. Памятник архитектуры бизнесменам брать в аренду слишком рискованно: в любой момент тетенька из органов охраны памятников может сказать, что ничего внутри делать нельзя. Необходимо создать четкие правила и объяснить: вот вам площади, только фасад и вот эти элементы внутри не трогайте. Тогда бизнес-модель заработает. А пока государство лишь дает по голове и никак не поощряет предпринимателей. А можно и льготы давать — например, проект реставрации в подарок.

Точечная застройка. В городском центре можно и нужно строить. Проблема точечной застройки появляется, когда дома возводят на месте парков. Помните историю, когда хотели построить апартаменты под прикрытием культурного центра «Дом Азербайджана» в Основинском парке? Или когда в квартал пятиэтажек воткнули 25-этажную свечку, жители которой заняли парковки в соседних дворах? Эти проблемы тоже решаются регламентацией — ограничить этажность в определенных кварталах, обновить правила землепользования и вернуть городу площади, которые по факту заняты парками и скверами. Эти очевидные вещи никто делать не хочет, потому что определенность невыгодна людям, которые не хотят играть по правилам.

Лариса Банникова, преподаватель на кафедре городского строительства УрФУ

Как побороть пробки, точечную застройку и безжизненные старинные здания? Объясняют архитекторы
Фото: Сообщество "Архитекторы.рф" в социальной сети Facebook

Транспорт. Екатеринбург — город для автомобилистов. А нужно превращать его в город для пешеходов и общественного транспорта. Если вы сравните бюджет строительства развязок, расширения дорожной сети и ремонта асфальта с бюджетом общественного транспорта, то захочется плакать. При этом, сколько бы развязок и парковок ни построили, они все равно будут заполнены. Люди готовы брать на последние деньги автомобиль, потому что иначе добраться из одного конца города в другой невозможно. Если создать новую транспортную систему, выделить полосы, обновить парк и запустить работающую платную парковку, то проблема решится.

Мертвые памятники архитектуры. Во-первых, не каждое старое здание требует сохранения. Во-вторых, если все-таки памятник сохраняем, делаем его доступным для людей. Проблемных зданий много на улице 8 Марта или Розы Люксембург. Возле них нет удобных широких тротуаров, парковки, а рядом — постоянный поток машин. И люди там ходят мало, следовательно, бизнесу делать нечего. Здания оживут, если сузить проезжую часть и вернуть улицу пешеходу.

Точечная застройка — не такая уж и боль. Плотность в центре надо повышать, чтобы решать инфраструктурные проблемы. Город создан не для вилл, а для плотного жилья. Но застройка должна быть осознанной: если строите свечку, позаботьтесь о соседних дворах.

Егор Обвинцев, архитектор бюро «Оса»

Транспорт. Нужно развивать общественный транспорт: сделать выделенные линии, пустить скоростной трамвай. Еще городу нужна велоинфраструктура и работающая платная парковка в центре.

Точечная застройка. Это не всегда плохо. Но застройка должна подчиняться единой градостроительной концепции, а объекты — обладать уникальностью.

Мертвые памятники архитектуры. Из них нужно делать необычные проекты, а не просто точки ритейла. Владельцы пусть сохраняют фасад, но при этом имеют право пересматривать внутреннюю планировку.