Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Место МУПов заняли частники. Судебные иски и массовые отравления изменили рынок школьного питания

18 февраля 2019, 10:00
Место МУПов заняли частники. Судебные иски и массовые отравления изменили рынок школьного питания
Фото: Архив 66.ru
2019 год может стать переломным и окончательно убрать скандальное ЕМУП «Школьно-базовая столовая «Золушка» с рынка. Тогда обедами учеников Екатеринбурга будут заниматься только два крупных муниципальных унитарных предприятия. Но и они в свою очередь тоже постепенно передают заказы субподрядчикам, в числе которых — частные компании.

Ежегодный объем заключенных со школами контрактов оценивается примерно в 1 млрд рублей. Суммы варьируют от сотен тысяч до миллионов рублей в год.

Место МУПов заняли частники. Судебные иски и массовые отравления изменили рынок школьного питания
Фото: Ирина Красных, 66.ru

С небольшими исключениями рынок можно условно поделить по районам, но правило распространяется не на весь город. В Кировском, например, закрепилось господство ООО «Комбинат питания «Школьно-базовый». Только в конце 2018 года, по данным «Контур Фокус», они заключили контракты на 28 млн 380 тыс. рублей c шестью школами, еще более 30 млн рублей они получили по летним контрактам. Комбинат чаще становился единственным поставщиком или соревновался с клоном ООО «Комбинат питания» — организацией, у которой тот же учредитель и директор.

Большинство школьников Верх-Исетского района вынуждены питаться тем, чем их кормят ООО «Аппетит» и его клон ООО «В АППЕТИТ». Новые контракты эти фирмы заключили до середины 2020 года на сумму 30 млн 350 тыс. рублей с пятью школами. Но настоящий куш «В АППЕТИТ» сорвал еще в 2017-м — тогда компанию признали победителем по 16 закупкам для школ, она получила почти 250 млн рублей, которые продолжает реализовывать.

ЕМУП Столовая № 41 выиграла на 2019 год контракты с шестью СОШ на 23 млн 599 тыс. рублей. Еще ряд контрактов на 15 млн рублей действуют с прошлого года.

Еще одно ЕМУП — «Школьно-базовая столовая № 11» — взяло на себя питание в 15 школах и получило 75,5 млн рублей. Причем часть образовательных учреждений «досталась» им от скандальной «Золушки». По факту питание передали компании «Комфорт «ЮСТА», которая выступает субподрядчиком ЕМУП. Контракт действителен до конца 2019 года.

ООО «Каскад» получило 26,7 млн рублей за контракты с десятью школами и гимназиями.

Некоторые образовательные учреждения многие годы работают с одними поставщиками, которые в свою очередь вообще не распыляются ни на какие другие школы. Например, по такому принципу гимназия № 47 в очередной раз заключила контракт с ООО «ДОБРОДЕЯ» на 9,7 млн рублей. Перемены произошли в школе № 86: раньше учеников кормил «Комбинат школьного питания», но теперь контракт на 5 млн рублей достался ООО «Образовательный центр «Школьный град» (сейчас ООО «ШКОЛЯР»). С ООО «Олес» контракт на 6,1 млн рублей заключила школа № 132.

Что будет с рынком школьного питания

Последние события могут свидетельствовать о том, что время МУПов в известной форме их существования проходит. И судя по объемам контрактов, рынок будут делить между собой крупные частные поставщики.

С «Золушкой», по данным «Контур Фокус», с апреля прошлого года не заключен ни один контракт, хотя предприятие пытается выйти на новые сделки. Еще в прошлом году школьно-базовая столовая могла похвастаться соглашениями на 105 млн рублей.

Сейчас «Золушка» может готовиться параллельно сразу к двум возможным исходам: приватизации, запланированной на 2020 год (в мэрии необходимость этого процесса объяснили тем, что предприятия не несут социальную функцию), или полной ликвидации: с таким требованием в суд обратился региональный Роспотребнадзор, решение пока не принято, процесс продолжается. В школьно-базовой столовой уверены, что они должны продолжать работать на благо детей, но останутся ли школы, которыми сможет заниматься обычный МУП в обход «коммунального лобби», уже не так очевидно.

Как чиновники намерены спасти детей от опасного школьного питания

Сотрудники региональных министерств и мэрии давно признали: проблема есть и нужно что-то с этим делать, но несколько лет подряд никто не может шагнуть дальше обсуждений. На одном из последних — в Общественной палате — открыто назвали главной причиной всех бед коммерческий интерес компаний, которые гонятся за многомиллионными контрактами. Жажда наживы толкает их на манипуляции, из-за которых качество продуктов заметно снижается, технологии и стандарты постоянно нарушаются. Более того, установить постоянный контроль за ними невозможно: у ведомств для этого не хватает полномочий.

Предполагается, что ситуацию изменит организация централизованного питания учеников через единственного распорядителя средств. Основная преграда для подобных нововведений — федеральный закон, требующий установить контрактные взаимоотношения с подрядчиками. Чтобы изменить нормативы, потребуется немало времени. Чиновники и общественники предлагают следующее:

  • Упростить процедуру расторжения контракта с поставщиком, если качество или безопасность питания нарушаются.
  • Разрешить включать исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков, если есть претензии к качеству и соблюдению норм калорийности блюд.
  • Внести изменения в постановление о кратности проведения плановых проверок: включить в перечень предпринимателей и юридических лиц, оказывающих услуги питания в сфере здравоохранения и образования.
  • Установить единые требования не только к набору блюд для организации детского питания, но и к продовольственным товарам.
  • Широко информировать родителей обучающихся о возможности осуществления контроля за организацией питания в образовательных учреждениях.
  • На муниципальном уровне принять меры по устранению нарушений в сфере организации питания в образовательных учреждениях.
  • Установить видеокамеры в столовых и пищеблоках образовательных учреждений.

Сейчас, по словам министра образования Свердловской области Юрия Биктуганова, регион тратит на питание учеников начальной школы, а также детей из малообеспеченных и многодетных семей и инвалидов около 2 млрд рублей ежегодно. Общая сумма средств, которая уходит на питание детей в школах и детских садах ежегодно, — примерно 18 млрд рублей.