Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Девяток яиц» от авиакомпаний. Перевозчики маскируют удорожание билетов новыми тарифами и правилами

общество потребления
9 февраля 2019, 09:30
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.RU
За последние четыре месяца условия провоза багажа изменили несколько российских авиакомпаний и два западных лоукостера. Номинальная стоимость билетов при этом осталась прежней или даже снизилась, но радость у пассажиров новые тарифы вряд ли вызовут.

Кто и как менял правила перевозок в последние четыре месяца

7 февраля, без рассылки официальных пресс-релизов, компания «Уральские авиалинии» подправила правила провоза багажа: ввела тариф «Промо Лайт», в котором есть только ручная кладь, причем по нестандартным для перевозчика размерам — 40×30*27 см вместо действующих на других тарифах 55×40*20.

За несколько дней до этого УА объявили, что меняют условия питания пассажиров на борту: с 1 февраля до 31 марта те, кто летит короткими рейсами (до 2 часов), бесплатно получат только питьевую воду. При полете в эконом-классе длительностью от двух до четырех часов горячее питание заменили на холодное. Информировать об этом широкую общественность также не стали. В пресс-службе авиакомпании 66.RU рассказали, что вынуждены были пойти на такой шаг, чтобы не пришлось повышать цены на билеты.

Уральцы — не единственная авиакомпания, поменявшая правила перевозок с начала 2019 года. С 5 февраля два популярных европейских перевозчика — лоукостеры Ryanair и Wizz Air —увеличили сбор за провоз багажа весом до 10 кг и повысили цену приоритетной посадки — эта услуга позволяла брать в салон два предмета ручной клади. Учитывая, что в конце прошлого года оба лоукостера уменьшили размер багажа, который можно проносить в салон, новые изменения вызвали волну возмущений. «С такими тарифами ни о каких бюджетных полетах речи быть не может», — пишут пассажиры в соцсетях.

Российский лоукостер «Победа» также 5 февраля объявил об очередном изменении в правилах: перевозчик ограничил габариты ручной клади до 36×30×4 см (сумка с ноутбуком). Ранее можно было проносить с собой на борт любую тару, которая бы не превышала габаритов 36×30×27 см. Впрочем, все не так плохо: небольшая ручная кладь позволяет взять на борт дополнительные вещи: дамскую сумку, рюкзак или портфель, один костюм в портпледе, детскую люльку, костыли и товары из Duty Free. К тому же авиакомпания разрешает пассажиру выбрать, по новым правилам он повезет багаж или по старым.

Отметим, «Победа» так часто меняет правила, что уследить за этим почти невозможно. 66.RU составил инструкцию для тех, кто собрался лететь с этой компанией — чтобы сэкономить нервы и деньги.

Материнская компания «Победы» — «Аэрофлот» — также предупредила об изменении правил перевозки. Правда, касаются они не всего багажа, а транспортировки животных. С 14 февраля питомцам пассажиров, которые летят в салоне самолета, придется ужаться. «Размер сумки-переноски по сумме трех измерений не должен превышать 126 сантиметров (раньше допускалось 135 сантиметров), размеры жесткого контейнера по длине, высоте и ширине не могут быть больше, чем 44×30*26 сантиметров. Вес животного вместе с контейнером или переноской не может превышать 8 кг. Если общая масса больше, то перевозка допускается только в багажном отсеке», — сообщается на сайте авиаперевозчика.

1 февраля изменились правила перевозок в компании Utair. В новой тарифной политике уменьшилась норма бесплатной ручной клади и появилось несколько вариантов сдаваемого багажа. Так, бесплатно в салон теперь можно проносить сумки размером 40×30х20 сантиметров и весом не более 5 килограммов — вместо разрешенных раньше габаритов 55×40*20 и веса в 10 кг. Дополнительно можно взять на борт портфель/дамскую сумку/рюкзак (только один предмет из перечисленных), верхнюю одежду, портплед, букет цветов, трость и предметы, необходимые по медицинским показаниям. В минимальный тариф не включен никакой багаж: за него придется доплатить 2499 рублей, вес не должен превышать 20 кг.

Билеты стали стоить дешевле, но перелет обойдется дороже

Перевозчики оправдывают изменения правил дешевыми билетами. К примеру, «Уральские авиалинии» объявили о запуске новых тарифов — «Безбагажный» и «Багажный», предлагая дешево слетать из подмосковного аэропорта Жуковский в Прагу, Рим, Париж и Ниццу — с ограничениями по весу и размерам и багажа и без питания на борту.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что под новыми дешевыми тарифами маскируется подорожание. Простой подсчет: в начале января, при открытии продаж, перелет из Жуковского в Париж минимально стоил 4649 руб. В цену входили 10 кг багажа и 5 кг ручной клади. Тариф с 23 кг багажа составлял 6974 руб. Сейчас также можно найти билеты на осень по невысокой цене: 4624 рубля в одну сторону. Но в эту стоимость входит только 5 кг ручной клади. Билет с багажом в 23 килограмма обойдется уже в 7644 рубля. Но по такой цене осталось несколько дат. В основной массе билеты стоят 6584 и 9604 руб. (с багажом/без багажа).

«Девяток яиц» от авиакомпаний. Перевозчики маскируют удорожание билетов новыми тарифами и правилами
Фото: Скрин официального аккаунта УА «ВКонтакте»

Покупатели уже отметили значительное удорожание билетов. 8 февраля УА запустили распродажу для пользователей программы лояльности «Крылья». Однако цены билетов далеки от распродажных.

Под номинальными низкими ценами маскируют удорожание билетов и другие авиакомпании. Так, Utair, изменив правила перевозок, снизила и цену на билеты: компания объявила, что минимальная стоимость перелета по новым правилам начинается от 900 рублей. Однако найти такие цены на рейсы с вылетом из Екатеринбурга нам не удалось: скажем, билет до Тюмени по минимальной цене (невозвратный, без багажа) на ближайшие дни стоит 5300 руб., перелет до Уфы в середине апреля обойдется в 2385 руб. В эту цену включена только ручная кладь. Багаж автоматически увеличивает стоимость перелета: одно место весом до 20 кг прибавляет к билету 1000 руб., два места ручной клади и багаж — плюс 2000.

Почему перевозчики меняют тарифы

Объясняется введение новых правил и тарифов просто: таким образом перевозчики пытаются поднять прибыльность компаний. По итогам 2018 года, большинство авиакомпаний — как в России, так и за рубежом — потерпели убытки. Например, чистая прибыль «Аэрофлота» в прошлом году составила 2,8 млрд руб. — в 10 раз меньше, чем годом ранее. Об убытках заявляли и основные европейские лоукостеры — Ryanair и Wizz Air.

Одна из причин снижения доходности — за прошлый год значительно выросла цена на топливо. По данным того же «Аэрофлота», рост составил 38%.

В «Уральских авиалиниях» также добавляют, что услуги аэропортов по итогам года стали дороже на 20%. Это также влияет на конечную стоимость билета.

Уменьшение доходов населения тоже играет свою роль. Люди стали реже летать или выбирать самые минимальные тарифы.

Эксперты прогнозируют, что в этом году авиакомпании также будут терпеть убытки: роста доходов населения ждать не приходится.

Анастасия Фортуна