Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

У владельца «Красного и Белого» не было причин продавать бизнес (кроме обысков). Аргументы

продажа бизнеса
23 января 2019, 08:00
Фото: официальная группа "Красного и Белого" в социальной сети Facebook
Основатель сети магазинов «Красное & Белое» выбрал (сам ли?) неудачное время для продажи бизнеса. Через два года сеть могла стоить в полтора раза дороже.

Группа компаний «Дикси», алкомаркеты «Бристоль» и «Красное & Белое» объявили об объединении активов. После того как слияние одобрит Федеральная антимонопольная служба, а бизнесмены закроют сделку, ритейлер станет третьим в стране по обороту — после магазинов X5 Retail Group и «Магнита».

В совместном предприятии 51% будет принадлежать бенефициарам «Дикси» и «Альбион 2002» (управляет сетью «Бристоль») Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву. Основателю «Красного & Белого» Сергею Студенникову достанется 49%. Участники рынка и эксперты в паблик транслируют мнение, что слияние двух крупнейших алкосетей даст синергию с точки зрения оптимизации управления и логистики, а также за счет отказа от конкуренции друг с другом.

Правда, существует версия о том, что сделка невыгодна для Студенникова и стала вынужденным решением. Как минимум потому, что тот был владельцем быстрорастущей компании с одними из лучших показателями в отрасли. Сеть алкомаркетов «Красное & Белое» в первом полугодии 2018 года вышла на второе место по темпам открытия новых магазинов, обогнав «Магнит».

Есть и другие нюансы.

1. «Данное слияние с точки зрения «Красного & Белого» абсолютно вынужденное. Динамика развития сети по сравнению с магазинами «Дикси» или «Бристоль» несопоставима. Это касается оформления магазинов и общей стратегии. Сейчас объединяться рано. Через два года за счет расширения КиБ стоило бы в полтора раза дороже» (финансовый аналитик Виталий Калугин, комментарий 66.RU).

Агрессивная экспансия «Красного & Белого» при низких требованиях к арендуемым помещениям могла позволить удвоить сеть к 2022 году. Довести число точек до 13 тысяч, по мнению аналитиков, можно было за счет расширения внутри Московского региона и Санкт-Петербурга, где магазины ритейлера представлены слабо. Скорее всего, ничего не изменится, просто прибыль разделят еще двое бизнесменов. Сейчас, по оценке Forbes, текущая стоимость «Красного & Белого» составляет 1,4 млрд долларов.

2. «Поглощение слабым игроком сильного игрока никогда не бывает рыночным. Это означает, что за слабым игроком стоит внерыночная сила, преодолеть которую Сергей Студенников оказался не в силах. Поэтому он вынужден был согласиться на навязанные условия. Доля бизнеса в 49% в российских условиях не значит практически ничего. Мажоритарному акционеру подконтрольно все, что связано с операционным менеджментом.

Многое зависит от того, какую должность предложат Студенникову в операционном менеджменте. Если это будет генеральный директор или исполнительный директор, то это другое дело. Но я не думаю, что контрольные владельцы будут делиться властью в этом вопросе» (финансовый аналитик Виталий Калугин, комментарий 66.RU).

У «Красного & Белого» получилось то, что не удалось «Дикси»: стать сетью магазинов малого формата по примеру европейских дискаунтеров. В последние годы «Дикси» не была интересным партнером для поставщиков, тогда как выход на полки «Красного & Белого» с учетом динамики роста сети был целью для многих крупных производителей, пишет «Коммерсантъ».

У владельца «Красного и Белого» не было причин продавать бизнес (кроме обысков). Аргументы
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

«С Кесаевым не знаком. С Кациевым — да. Они приезжали один раз. На самом старте своего проекта [запустили первые магазины осенью 2012 года]. Так — посмотреть магазины, просто со всякими вопросами. Проехали по магазинам нашим, все. Я не знаю, готовят ли «Бристоль» для продажи «Дикси». Вот сама цель мне непонятна. Наверное, не чтобы «Красное & Белое» убить. Я надеюсь. Хотя нам и справа, и слева об этом говорят. Не знаю» (из интервью РБК, 2015 год).

3. «Основателя «Красного & Белого» просто отодвинут от управления. Инструментарии понятны: размыть или выкупить его долю. Дальше прогнозирую такой сценарий: вывески объединят, например, под брендом «Красного & Белого», но ценовую политику изменят. Нас ждет рост цен. Зачем продолжать работать на маленькой марже при больших объемах при отсутствии конкуренции?» (эксперт, пожелавший остаться неназванным, комментарий 66.RU).

«Красное & Белое» работало с самыми минимальными среди ритейлеров наценками. «За это на розничном рынке их сильно не любили. Теперь же вместо своей обычной накрутки в 20–25% к цене они, наверное, будут, как и остальные, ставить 70%», — думают многие.

4. «По моим наблюдениям, Студенников достаточно сильный менеджер и точно дядя характерный… Но, несмотря на это, так иногда бывает, что кто-то вынужден поступать так, как не планировал изначально. Это вариант нормы. В отличие от того, что давление, понуждение это не совсем нормально. Хотя так весьма часто бывает, когда ты забираешься достаточно высоко (экс-топ-менеджер «Магнума» Павел Усолцев, комментарий 66.RU).

5. «Объединение — мудрый ход с обеих сторон, поскольку компания стала более устойчивой, более защищенной и крепкой. Студенников — умный человек, и если он понял, что в союзе ему станет лучше, значит, так оно и есть» (основатель «Кировского» Игорь Ковпак, комментарий 66.RU).

Переговоры о слиянии сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» начались больше года назад. Свои коррективы в процесс внесли обыски в офисах и на складах КиБ в конце прошлого года. Компания доросла до такого уровня, что ей нужна силовая и административная защита.

Валерий Кунщиков