Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил президенту России Владимиру Путину, что авиакомпания намерена построить новый хаб за пределами Москвы. В качестве двух основных претендентов рассматривают Екатеринбург и Красноярск. Один из этих аэропортов должен стать перевалочным пунктом для пассажиров, летящих из Китая в Европу. Это позволит добираться с Дальнего Востока на Запад, минуя Москву.
Почему у Екатеринбурга больше шансов
Строительство нового хаба предполагает, что «Аэрофлот» будет использовать Екатеринбург или Красноярск как пункт пересадки пассажиров и базировать часть своих самолетов в этом городе. 66.RU сравнил, у какого авиаузла больше шансов на это.
![]() Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Почти по всем пунктам Кольцово опережает Емельяново: численность населения, инфраструктура, пассажиропоток и трансфер |
Население
Екатеринбург и Красноярск — оба города-миллионники. Но если в первом проживает почти 1,5 млн человек, то во втором — чуть больше 1 млн. Кроме того, важно, что население Свердловской области в полтора раза больше, чем население Красноярского края.
Пассажиропоток
Проходимость в екатеринбургском аэропорту в два раза больше, чем в красноярском, и продолжает расти. За 2017 год через Кольцово прошли 5,4 млн человек (+26%). Емельяново перевезло всего 2,3 млн пассажиров. Кроме того, трансферный пассажиропоток (а это один из самых важных показателей для хаба) в Екатеринбурге в 10 раз больше, чем в Красноярске: 360 тыс. человек против 38 тыс. человек. Трансфер в Кольцово за год вырос сразу в полтора раза.
Полосы
Еще один плюс Кольцово — наличие двух взлетно-посадочных полос. Перед ЧМ-2018 в екатеринбургском аэропорту реконструировали взлетно-посадочную полосу и увеличили количество мест для стоянки воздушных судов. Это позволило повысить пропускную способность. Максимальный параметр работы двух взлетно-посадочных полос может достигать 40 операций взлета-посадки в час (для примера, в Шереметьево — 60 таких операций, но это предельная мощность). В Красноярском аэропорту одна ВПП, и она рассчитана на 12 взлетов или посадок в час.
Вместимость
Стоянка Кольцово вмещает 72 самолета, красноярский аэропорт — 46. В парке «Аэрофлота» в основном Boeing, Airbus и Sukhoi SuperJet. Всего — 250 судов.
Стоимость обслуживания
Обслуживание судов в Кольцово обошлось бы «Аэрофлоту» дороже, чем обслуживание в Емельяново. Но в принципе суммы сопоставимые. Тарифы на взлет-посадку в Екатеринбурге — 443,40 рублей за тонну максимальной взлетной массы ВС. В Красноярске — 420 руб. Тонна авиаГСМ в Кольцово в октябре составила 49,2 тыс. руб., в Красноярске — 47 тыс. руб. При этом стоимость керосина в сибирском городе растет чуть активнее, чем на Среднем Урале.
Возможность расширения
Еще летом холдинг «Аэропорты Регионов» (контролирует «Ренова» Виктора Вексельберга) пролонгировал договор аренды смежного с аэропортом Кольцово земельного участка. Владелец авиавокзала получил землю за 31 млн рублей. Участок по размеру сопоставим с тем, который есть у аэропорта сейчас (здания внутренних и международных авиалиний, VIP-терминал и парковка), без учета взлетно-посадочных полос. Это значит, что Кольцово может построить еще один терминал, если будет необходимость увеличить число пассажиров.
Что будет, если Екатеринбург станет хабом
В случае если «Аэрофлот» все-таки решит устроить хаб в Екатеринбурге, «Уральские авиалинии» перестанут быть монополистами. Как отмечают эксперты, для конечного потребителя это было бы плюсом: увеличение числа рейсов, снижение стоимости билетов и др. Кроме того, именно приход московского перевозчика может повысить пассажиропоток, поскольку сейчас Кольцово не сопоставим по этому параметру с Шереметьево.
Как заявлял в интервью РБК Екатеринбург генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский, доля трансфера в Кольцово составляет 5%, тогда как в хабах она доходит до 20–30%. «Для того, чтобы уровень трансфера в Екатеринбурге вырос до уровня московских аэропортов, нужно, чтобы базовый перевозчик перешел на сетевую модель, при которой пассажиры из разных аэропортов сначала прилетают в Кольцово, а потом из Кольцово летят со стыковкой в аэропорты назначения. Для этого нужен перевозчик с достаточно большим парком самолетов. Наш базовый перевозчик — «Уральские авиалинии» — пока работает по модели «из точки в точку», — отмечает Чудновский.
Возможно, таким перевозчиком как раз и смог бы стать «Аэрофлот».
Автобус 1 катится еле еле душа в теле по всем лечебным и прочим птицефабрикам.
Аэроэкспресс и без того не быстрый вовсе два раза в день ходит.
АвтоЭкспресс только две остановки - аэропорт и вокзал.
Где шатлы до ближайшего метро Ботаническая? Как во всех других нормальных аэропортах.