Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Новым хабом «Аэрофлота» будет Кольцово. Шесть аргументов

30 октября 2018, 18:18
Новым хабом «Аэрофлота» будет Кольцово. Шесть аргументов
Фото: Сергей Панин, архив 66.RU
Самый крупный авиаперевозчик в России выбирает себе новую базу. Транзит может пойти через Екатеринбург или Красноярск. 66.RU изучил параметры обоих аэропортов и выяснил, чего не хватает уральскому аэроузлу, чтобы стать полноценным хабом.

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил президенту России Владимиру Путину, что авиакомпания намерена построить новый хаб за пределами Москвы. В качестве двух основных претендентов рассматривают Екатеринбург и Красноярск. Один из этих аэропортов должен стать перевалочным пунктом для пассажиров, летящих из Китая в Европу. Это позволит добираться с Дальнего Востока на Запад, минуя Москву.

Почему у Екатеринбурга больше шансов

Строительство нового хаба предполагает, что «Аэрофлот» будет использовать Екатеринбург или Красноярск как пункт пересадки пассажиров и базировать часть своих самолетов в этом городе. 66.RU сравнил, у какого авиаузла больше шансов на это.

Новым хабом «Аэрофлота» будет Кольцово. Шесть аргументов
Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Почти по всем пунктам Кольцово опережает Емельяново: численность населения, инфраструктура, пассажиропоток и трансфер

Население

Екатеринбург и Красноярск — оба города-миллионники. Но если в первом проживает почти 1,5 млн человек, то во втором — чуть больше 1 млн. Кроме того, важно, что население Свердловской области в полтора раза больше, чем население Красноярского края.

Пассажиропоток

Проходимость в екатеринбургском аэропорту в два раза больше, чем в красноярском, и продолжает расти. За 2017 год через Кольцово прошли 5,4 млн человек (+26%). Емельяново перевезло всего 2,3 млн пассажиров. Кроме того, трансферный пассажиропоток (а это один из самых важных показателей для хаба) в Екатеринбурге в 10 раз больше, чем в Красноярске: 360 тыс. человек против 38 тыс. человек. Трансфер в Кольцово за год вырос сразу в полтора раза.

Полосы

Еще один плюс Кольцово — наличие двух взлетно-посадочных полос. Перед ЧМ-2018 в екатеринбургском аэропорту реконструировали взлетно-посадочную полосу и увеличили количество мест для стоянки воздушных судов. Это позволило повысить пропускную способность. Максимальный параметр работы двух взлетно-посадочных полос может достигать 40 операций взлета-посадки в час (для примера, в Шереметьево — 60 таких операций, но это предельная мощность). В Красноярском аэропорту одна ВПП, и она рассчитана на 12 взлетов или посадок в час.

Вместимость

Стоянка Кольцово вмещает 72 самолета, красноярский аэропорт — 46. В парке «Аэрофлота» в основном Boeing, Airbus и Sukhoi SuperJet. Всего — 250 судов.

Стоимость обслуживания

Обслуживание судов в Кольцово обошлось бы «Аэрофлоту» дороже, чем обслуживание в Емельяново. Но в принципе суммы сопоставимые. Тарифы на взлет-посадку в Екатеринбурге — 443,40 рублей за тонну максимальной взлетной массы ВС. В Красноярске — 420 руб. Тонна авиаГСМ в Кольцово в октябре составила 49,2 тыс. руб., в Красноярске — 47 тыс. руб. При этом стоимость керосина в сибирском городе растет чуть активнее, чем на Среднем Урале.

Возможность расширения

Еще летом холдинг «Аэропорты Регионов» (контролирует «Ренова» Виктора Вексельберга) пролонгировал договор аренды смежного с аэропортом Кольцово земельного участка. Владелец авиавокзала получил землю за 31 млн рублей. Участок по размеру сопоставим с тем, который есть у аэропорта сейчас (здания внутренних и международных авиалиний, VIP-терминал и парковка), без учета взлетно-посадочных полос. Это значит, что Кольцово может построить еще один терминал, если будет необходимость увеличить число пассажиров.

Что будет, если Екатеринбург станет хабом

В случае если «Аэрофлот» все-таки решит устроить хаб в Екатеринбурге, «Уральские авиалинии» перестанут быть монополистами. Как отмечают эксперты, для конечного потребителя это было бы плюсом: увеличение числа рейсов, снижение стоимости билетов и др. Кроме того, именно приход московского перевозчика может повысить пассажиропоток, поскольку сейчас Кольцово не сопоставим по этому параметру с Шереметьево.

Как заявлял в интервью РБК Екатеринбург генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский, доля трансфера в Кольцово составляет 5%, тогда как в хабах она доходит до 20–30%. «Для того, чтобы уровень трансфера в Екатеринбурге вырос до уровня московских аэропортов, нужно, чтобы базовый перевозчик перешел на сетевую модель, при которой пассажиры из разных аэропортов сначала прилетают в Кольцово, а потом из Кольцово летят со стыковкой в аэропорты назначения. Для этого нужен перевозчик с достаточно большим парком самолетов. Наш базовый перевозчик — «Уральские авиалинии» — пока работает по модели «из точки в точку», — отмечает Чудновский.

Возможно, таким перевозчиком как раз и смог бы стать «Аэрофлот».