Самый крупный проект Дмитрия Закарлюкина — «Экотакси & Раздельный сбор» — действует в Челябинске, Перми и Санкт-Петербурге. Специальный транспорт вывозит отсортированные отходы у всех желающих — таким образом Дмитрий получает сырье, которое перерабатывает в удобрения, скейтборды и новые вещи из старого текстиля. Став участником всех этапов утилизации мусора, он прекратил производить отходы и помогает решать эту задачу другим.
До 2012 года Дмитрий занимался рекламой. В какой-то момент, будучи владельцем компании, стал отказываться от предложений рекламировать алкоголь, а потом и табачные изделия. А потом брал в работу только социальные проекты.
Однажды друг попросил провести собрание в офисе рекламной фирмы — хотел спланировать с волонтерами уборку одного из челябинских озер по проекту «Сделаем». «Люди пришли, но были очень несобранными, не могли подобраться к сути дела. Тогда я решил включиться в работу — как человек, уже обладавший кое-какими организационными навыками», — рассказывает Дмитрий.
Уборка озера и разочаровала, и так увлекла, что Дмитрий заинтересовался другими акциями проекта «Сделаем». Он пустил в ход все свои ресурсы, включая денежные, а заодно пытался извлечь выгоду для рекламного бизнеса, владельцем которого пока оставался.
— Для меня работа над очисткой озера стала внутренним вызовом. Я хотел собрать весь мусор за один раз, а потом просто контролировать чистоту объекта.
За полгода оргработы для одной массовой уборки удалось собрать 6000 волонтеров. Дмитрия результат разочаровал: «Это менее одного процента жителей города, а я хотел собрать пять». Не устроила его и схема процесса — мусор переносят с одного места на другое, а в итоге отвозят на полигон.
Тем не менее Дмитрий поехал на экологический форум — на машине в Санкт-Петербург. По пути попадались бутылки, которые валялись на проезжей части. «Увидел очередную бутылку в третий раз и решил, что это знак. У нас так много мусора, что он просто катится по дороге. «Перекати-бутылка» — это образ критической загрязненности», — объясняет активист.
Он решил по-другому бороться с мусором — в том числе с помощью раздельного сбора. С этого момента Дмитрий создает маленькие проекты, которые основаны на принципах осознанного потребления, эффективного использования вещей и переработки отходов.
Снимок одной из клиенток сервиса: в этих ящиках она дома копит сырье перед передачей такси. |
Пока «Экотакси» — самый крупный проект Дмитрия. Благодаря парку машин решилась проблема логистики для остальных акций и собралось первое сообщество людей, которым небезразлично состояние окружающей среды.
Проект строится на принципе разделения отходов по типу сырья, чтобы потом переработать мусор во что-то новое. «В среднем каждый россиянин производит 500–700 кг отходов в год. До 35% этой массы можно перерабатывать прямо сейчас практически в любом регионе — это полимеры, бумага, стекло и металл», — утверждает Дмитрий.
Региональные власти в России пока не могут решить эту проблему, и Дмитрий придумал вывозить мусор у частных лиц и предприятий на спецтакси. Услуги экотакси стоят как обычное такси. Машина забирает отсортированные от органики отходы и привозит на арендуемый склад — «накопительную станцию». Сотрудники делят мусор на 25 видов сырья, часть из которого сдают сторонним предприятиям, а часть — перерабатывают сами.
Сегодня число клиентов сервиса достигает 2000. Вскоре «Экотакси» планируют запустить в Екатеринбурге и Москве.
В 2013 году Дмитрий загорелся идеей создать базу для волонтерских проектов. «Вся жизнь кипит в муравейниках. Я арендовал помещение, куда бы могли прийти экоактивисты и те, кто хочет помочь или предложить свой проект», — говорит он.
Идею удалось воплотить не сразу:
Старый текстиль — сырье, для которого сложно, а то и невозможно найти предприятие-переработчика. Проект строится на принципе эффективного использования вещей и создания на их основе новых.
Одна из акций — «Гаражная распродажа». Люди распродают ненужные вещи. |
Часть вещей для проекта сдают активисты, пожилые люди и церковь. Еще сырье передают через установленные в Челябинске контейнеры и пункты приема. Об установке таких баков Дмитрий договаривался с различными организациями и администрацией города. Первыми на инициативу откликнулись из студии йоги «Ом», чьи клиенты по идеологическим причинам стараются не привязываться к вещам. Йоги наполняли контейнер раз в две недели. Через полгода контейнер установили рядом с торговым центром — оттуда вывозить вещи пришлось каждый день.
Вещи, которые складывают в контейнеры, делятся на пригодные и непригодные к носке. Последние перешиваются либо сдаются во «Втор-Ком» для изготовления ватина. Вещи в хорошем состоянии раздают малоимущим или продают, чтобы пустить вырученные средства на нужды проекта.
Сейчас в Челябинске работает более 30 пунктов приема «Вещеворота». Также текстиль принимают еще в семи городах.
Инициаторами проекта стали пользователи экотакси. Решив заняться утилизацией батареек, Дмитрий обратился к местному переработчику электроники — заводу «Мегаполисресурс». «Я предложил директору эту идею прилюдно, на одном из форумов, посвященных экологии и борьбе с отходами. Специально, чтобы он обратил внимание», — объясняет Дмитрий.
Предприниматели договорились, что завод поэкспериментирует с переработкой батареек, а Дмитрий займется поставкой. Чтобы собрать нужное количество, активист использовал ресурсы волонтерского сообщества по всей стране.
Сейчас челябинский «Мегаполисресурс» является единственным заводом в стране, где перерабатывают батарейки. Компания организовала собственную акцию с установкой небольших контейнеров в московских фирмах, а Дмитрий открыл 11 пунктов приема в Челябинске.
Отходы органического происхождения составляют 27,5% мусора только в Свердловской области. По стране их количество может достигать 40%. В перспективе из таких отходов можно вырабатывать метан, энергию которого используют для получения электричества. Сейчас это одна из альтернатив ископаемым ресурсам.
Так как Дмитрий имеет диплом инженера-конструктора, начальные этапы проектов продумывает самостоятельно. К созданию биогазового комплекса он приступил в 2015 году. Сегодня комплекс перерабатывает 2 тонны органики в 50 кубометров газа в сутки.
В тонкостях Дмитрий разобрался уже по ходу работы — оказалось, что 50 кубов газа не хватит на нужды даже одного частного дома. Зато жидкие отходы стали хорошим удобрением.
В 2017 году он начал переработку органики в сыпучие удобрения методом компостирования. В отличие от жидких, для них используют низкокалорийное сырье. Компост из органических отходов продается в челябинских магазинах для садоводов.
Это благотворительный проект, который организуются на добровольческих началах. Волонтеры копят крышки дома, организуют сбор среди знакомых и соседей или самостоятельно договариваются с организациями — магазинами, кафе и детскими центрами. Потом крышки сдают в пункт приема — в Челябинске таких порядка 17 штук. Вырученные от переработки крышек средства идут в фонд помощи онкобольным детям.
Как объяснил Дмитрий, акция зародилась в Турции, а потом получила популярность в Европе. Схему работы нашел в соцсетях. «Люди не хотят хранить в квартире объемный мусор, а пластиковые крышки достаточно маленькие, чтобы не занимать место», — рассказывает Дмитрий.
— Это очень хороший образ: мусор становится ресурсом для помощи больным детям. Перерабатывается во что-то очень позитивное.
Как и в случае с переработкой батареек, инициаторами проекта стали пользователи экотакси — предложили перерабатывать пластик. «Для успеха акции нужен был яркий образ. Сначала мы думали изготавливать детские площадки», — рассказывает Дмитрий. Для разработки проекта привлекли екатеринбургское предприятие «Уралтермопласт», где придумали технологию работы с пластиком и самостоятельно воплотили идею.
К проекту Дмитрий вернулся осенью 2016 года — решил перерабатывать старый пластик в новые игрушки. За основу взял солдатиков — концепция принадлежала тюменскому военно-патриотическому пропагандисту. «Я рассказал об этом сообществу, а они говорят: «Ты с ума сошел? В мире так много милитаризма». Пришлось отказаться от этого проекта», — объясняет экоактивист.
Летом в эколофт пришел новый волонтер. Молодой человек рассказал о своем увлечении скейтбордами. Как и в случае с крышками, Дмитрию понравился образ — решили делать скейты. Модель Дмитрий разработал самостоятельно, а изготавливают их в эколофте, где установили монтажный стол и печь.
Сырье собирают через детские магазины — там Дмитрий поставил контейнеры для пластика. Старые игрушки дробятся на стружку и переплавляются в формах. На один скейтборд уходит пара килограммов стружки. Пока скейты продают только в эколофте — поэтому объем производства и выручка от проекта соответствующие.
Этот проект начался летом 2017 года, когда Челябинск накрыл жуткий смог. Нужно было что-то делать, поэтому Дмитрий закупил разные модели датчиков контроля чистоты воздуха, протестировал их и начал продавать жителям наиболее подходящую модель. Стоит датчик 3000 рублей, по городу получилось установить 40–50 приборов.
Данные, которые собирают датчики, агрегируются, из них в режиме реального времени формируется карта выбросов по Челябинску. Сначала картами пользовались только жители — по словам Дмитрия, достаточно было частной жалобы в экологический надзор, чтобы по указанному адресу прошла проверка. Но вскоре чиновники стали самостоятельно сверяться с картами и отправлять к месту выброса мобильную лабораторию.
Экоактивист говорит, что мониторинг позволил оштрафовать ряд частников, которые проводили незаконные технические работы в гаражах. Кроме того, косвенно проект помог собрать доказательства о выбросах на ЧМК «Мечел». Предприятие оштрафовали на 30 тыс. рублей.
Сегодня к Челябинску присоединяются соседние города — по словам Дмитрия, недавно к ним поступили заявки из Магнитогорска. У проекта есть конкретные цели, например перенос ряда предприятий «Мечел» за пределы города или перевод одной из тепловых станций города на газовое топливо.
Дмитрий считает, что акции экологов в России скучные и не вызывают положительных эмоций.
— У нас приемочные пункты сырья ассоциируются с бомжами. Или, например, люди пытаются дать вторую жизнь вещам, собирая снеговиков из пластиковых стаканчиков или жуткие фигуры из втулок — вот это совсем неправильно.
Свои идеи Закарлюкин продвигает, руководствуясь рекламными принципами, использует яркие, «продающие» образы.
Уточним, что половина проектов экоактивиста не окупается. Те, что приносят прибыль, покрывают затраты убыточных. Но Дмитрий считает, что формирует новое общество, «которое думает чуть дальше мусорного ведра», и не бросает дело. «Будучи маркетологом, я делал так, чтобы люди покупали вещи. А сейчас воюю с этим», — добавляет он.
Сейчас экоактивисты создают фонд «Зеленые энергетики», средства для которого будут поступать из разных источников — личных пожертвований, разовых акций, грантов. Фонд будет инвестировать в профильные проекты: солнечные электростанции, солнечные коллекторы, биогазовые комплексы и т.д. «Зеленые энергетики» станут площадкой для просветительских программ и курсов, в том числе для детей. Сам Дмитрий планирует давать лекции о том, как реорганизовать общедомовое имущество в общедомовое хозяйство, или о «коммерческом эквиваленте» мусора.