Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Работа будущего: какими через пять лет станут отношения работодателя и сотрудника

19 марта 2018, 18:30
интервью
Работа будущего: какими через пять лет станут отношения работодателя и сотрудника
Фото: Сергей Логинов для 66.RU
Топ-менеджер компании Microsoft в России рассказала 66.RU, как будут развиваться порталы для ведения совместных проектов, зачем нужен доступ к программам, данным или документам с любого устройства вне офиса и почему на работу можно будет совсем не ходить.

По всему миру руководители различных сфер бизнеса увеличивают производительность сотрудников, используя цифровые технологии. Достижения цифровой эпохи — аналитика, мобильность, социальные медиа и умные устройства — все чаще становятся инструментами работодателей для изменений во взаимоотношениях с клиентами, внутренних процессов и конкурентных предложений. На языке маркетологов этот процесс называется цифровой трансформацией.

По данным опроса SAP и Oxford Economics, представители 84% компаний считают, что в ближайшие 5 лет цифровая трансформация станет критически важной для выживания любого типа бизнеса. Журналисты 66.RU обсудили с директором департамента по работе с малыми и средними организациями и партнерами Microsoft в России Анной Кулашовой, какими через 5 лет станут компании, внедрившие цифровую трансформацию, и как все это скажется на отношениях работодателя и сотрудника.

— Анна, какие компании сейчас являются лидерами применения цифровой трансформации?
— На самом деле, примеров много, но среди тех, которые будут понятны всем: «Сбербанк», «Тинькоф-банк», «Авито.ру» и, например, «Тикетлэнд».

— Но вы, как мне кажется, сейчас говорите, скорее, об исключениях, чем о правилах, тем более, все эти компании очень крупные. В России программа «Национальная технологическая инициатива», согласно которой все должны переходить на современные технологии, работает уже четвертый год. Немалый срок, как мне кажется. Но большинство предприятий к заявленной цифровой трансформации не то что не приблизились, а даже и не приступили.

— Да, у нас до сих пор есть множество компаний, которые работают по старинке — бумажки, подписи, переносы документов из кабинета в кабинет. Это с одной стороны. С другой — согласно нашему исследованию, которое мы проводили с компанией Superjob, представители этих компаний понимают, что жесткие иерархические структуры, где у каждого сотрудника строго ограниченный функционал, нужно модифицировать, чтобы развивать бизнес. Например, делать возможной коллективную работу сотрудников, создавать виртуальные проектные команды или новые системы одобрения. Кроме того, сейчас на работу приходит новое поколение, которое невозможно удержать, если не увлечь, — им просто будет не интересно, и они будут уходить в свои стартапы и фрилансы.

— Так, согласно вашему исследованию, за цифровую трансформацию и высказываются как раз молодые специалисты.
— Да, 25–30 лет примерно.

— А что это дает бизнесу? Жили же как-то раньше, и все как-то работало.
— Во-первых, использование в бизнесе современных технологий и умных устройств помогает привлечь, заинтересовать, а потом и удержать молодые таланты, которые являются ключевым капиталом в любой организации. Работать с использованием современных гаджетов для них интереснее, чем перебирание бумажек, а свобода, которую могут дать облачные технологии, зачастую стоит выше зарплаты в их собственной системе мотивации.

Во-вторых, это же использование технологий дает возможность быть в тренде, быть первыми на рынке, так как в современном мире скорость вывода нового товара, нового сервиса или продукта обеспечивает банальное конкурентное преимущество. А это уже выживаемость. То есть можно продолжать и по старинке, но долго компания так не протянет.

— Эксперты утверждают, что будущее с массовым применением компаниями цифровой трансформации наступит уже через 5 лет. То, что бизнесу эти изменения только на пользу, — мы разобрались. А как за это время с учетом обязательного интегрирования технологий в бизнес изменятся отношения работодателя и сотрудника? Или людей вообще заменят умные машины?
— Возможно, рабочее место в том варианте, в котором мы его понимаем сейчас, поменяется. Крупные компании уже сейчас пересматривают его концепцию, делая удобные зоны для совместной работы. Некоторые идут дальше и делают такую систему: один день в неделю сотрудник может заниматься в любом отделе тем, что ему интересно.

— А людям самим это надо? Мне кажется, что в России большинство из работающего населения, особенно поколения, которое выросло в СССР, привыкли к заводскому режиму: на работу к 8:00, обед на час, домой в 17:00. А вы говорите о кардинальной смене рабочих процессов.
— На самом деле, и это доказано множеством научных исследований, иногда людям полезно отвлечься от работы, чтобы сделать ее, может быть, и позже, но более продуктивно. Система работы должна быть подстроена под сотрудника. Не нужно заставлять человека приходить в офис в 9:00, если его биоритмы не совпадают с этим графиком. Пусть он приедет в офис попозже и останется на подольше, если он будет в таком режиме более продуктивным.

У нас в Microsoft очень гибкий график работы сотрудников. Мы разрешаем работать удаленно из дома, так как знаем, что наши люди всегда на связи благодаря созданному нами интегрированному решению, в которое входят компоненты продуктивности, безопасности и управления устройствами. Мы назвали его Microsoft 365, это новый бренд на рынке, который мы запустили в августе прошлого года. В нем собрано воедино все, что необходимо бизнесу: чаты для переписки, постановщики задач, возможность создавать совместные проекты и делать их, находясь в разных концах города, а иногда и страны. Все это с быстрым и безопасным доступом к информации.

— Но ведь я могу все эти сервисы набрать, скажем, в розницу: ставить задачи в одной бесплатной программе, переписываться в другой…
— Да, можно набрать кучку разных сервисов, но тогда у вас встанет вопрос безопасности, ведь возможность утечки данных есть всегда. Если же работать в единой системе, то все ваши данные будут храниться в дата-центре, где уровень защиты от внешних угроз просто не сравним с тем, что может обеспечить обычный корпоративный сервер. И даже если кто-то потеряет свой ноутбук или телефон, напичканный корпоративными тайнами, их в любой момент можно стереть удаленно.

Во-вторых, к разным интерфейсам нужно привыкать, да и не все программы хорошо и стабильно взаимодействуют друг с другом. Поэтому правильней и удобней пользоваться единой средой, где все интегрировано и есть партнерская экосистема. Часто бывает, бизнесмен не знает за что именно он платит: сколько куплено лицензий на какие программы и насколько эффективно они используются. Эту проблему помогает решить система управления программными активами (SAM), которая начинается с полной инвентаризации софта. Эта методология давно себя хорошо зарекомендовала, подобные проекты бесплатны и помогут подготовиться к цифровой трансформации.

Кроме того, при модели аренды программного обеспечения, как это предусмотрено в рамках цифровой трансформации, нет нужды инвестировать в оборудование и создание сложной инфраструктуры предприятия. Облачные решения работают на собственных серверах поставщика услуг. При этом программное обеспечение оплачивается по мере его использования. Как правило — ежемесячно. Такая схема позволяет арендовать софт только в тех количествах, в которых он нужен.

Дело в том, что у любого бизнеса всегда есть три больших вектора задач. Первый – это обеспечение прибыли. Второй — снижение издержек. И третий — управление рисками организации. И применение цифровых технологий является главной тенденцией рынка, которая дает возможность повышать эффективность бизнеса. Ведь если мы быстрее выводим продукт на рынок, то быстрее получаем отдачу и капитал, если у нас есть современные безопасные структуры, — мы управляем рисками. Будущее уже наступило, и технологии могут помочь удержать организацию во всех трех направлениях.

— А насколько, с вашей точки зрения, малый и средний бизнес готовы платить за такие продукты? Давайте начистоту: в стране кризис, да и русский менталитет всегда стремится к экономии.
— Ну, они же платят за электричество и воду. Пользование программами цифровой трансформации — те же деньги. Вопрос лишь только в том, что иногда вовремя не вышедший на работу сотрудник, не сделанная им укладка клиенту может сильно окупить все потенциальные затраты на такое решение. Поэтому это как раз вопрос упущенной выгоды.