Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса. Предприниматели купят городу новых депутатов и мэра

13 декабря 2017, 17:31
Изнанка бизнеса
Изнанка бизнеса. Предприниматели купят городу новых депутатов и мэра
Фото: Скрин. Кадр из мультипликационного фильма «Чиполлино», «Союзмультфильм», 1961 г.
Екатеринбург готовят к смене власти. В следующем году городу предстоит выбрать себе новую думу. А вместе с ней — нового мэра, который сможет либо снести существующую в муниципалитете систему власти, либо сохранить ее в нынешнем виде. Чтобы не произошло первого, нынешняя команда администрации мобилизует бизнес. Предприниматели оплатят избирательную кампанию кандидатов, готовых гарантировать стабильность. О том, как будет выстроен процесс, рассказывает вовлеченный в него бизнесмен.

Как во всех текстах рубрики «Изнанка бизнеса», наш герой не раскрывает своего имени. Это нужно для того, чтобы он ничего не утаил и рассказал всё как есть. Наш герой утверждает, что знает, как пройдут выборы городской думы в 2018 году. Объясняет, почему эти выборы так важны. И раскрывает схему, по которой бизнес-сообщество должно будет гарантировать прохождение в муниципальный парламент именно тех кандидатов, которые позволят успешно назначить нового главу города и обеспечат системе власти стабильность.

Я вам расскажу, как устроены выборы в гордуму. Предпринимателей вызывают по одному и дают задания: «Вот твой кандидат, сделай его депутатом». Очень просто. Такие задания получают городские бизнесмены средней руки — те, кому в Екатеринбурге еще жить и работать, те, кто уже обо всем со всеми договорился и не хочет, грубо говоря, смены власти. Вот они и сформируют новый состав думы.

Крупные промышленные группы, я думаю, в выборах тоже поучаствуют. Но они, скорее всего, просто денег на кампанию дадут. И всё. Проводить своих людей в думу им резонов нет. Так что люди из администрации губернатора или из мэрии просто согласуют с ними кандидатов. И промышленники оплатят все расходы.

Одномандатников в новой думе будет большинство. Городу это выгодно. У администрации хватит ресурса для того, чтобы провести достаточно своих кандидатов. С другой стороны, это не выгодно политическим партиям. Они, наверное, уже успели дать кому-то какие-то обещания и хотели бы сохранить хоть часть своего влияния. Идет торг. По итогам, я думаю, депутатов по партийным спискам в думу все-таки пустят. Но их будет мало — максимум 20%.

Избирательная кампания кандидата по одномандатному округу стоит, в среднем, 10 млн рублей. Если кандидат хороший, известный электорату в своем округе, давно работающий, раскрученный, сумма может сократиться до 5 млн. Но, я думаю, даже в такого все равно будут вкладывать десятку. Чтобы наверняка.

Кампанию поручают предпринимателям не только из-за денег (хотя и это важно). Главное здесь — контроль и распределение ответственности. Грубо говоря, ты из администрации губернатора не сможешь уследить за тем, что происходит в каждом избирательном округе: как распространяется печатная агитация, в каждый ли дом зашли агитаторы, как и где проходят встречи с кандидатом, что об этом кандидате думают избиратели, что предпринимают конкуренты и так далее, и тому подобное. Это же огромный объем мелкой работы, уследить за выполнением которой один командный центр не сможет физически. А когда у каждого округа есть свой куратор, он съездит, узнает, проконтролирует, раздаст люлей, если где-то кто-то недорабатывает. Кроме того, если куратор тратит на кампанию собственные деньги, он будет распределять их максимально эффективно. Это правильно. Логично.

Изнанка бизнеса. Предприниматели купят городу новых депутатов и мэра
Фото: Скрин. Кадр из мультипликационного фильма «Чиполлино», «Союзмультфильм», 1961 г.

«Одна из задач агитатора — распространять информацию о своем кандидате и уничтожать агитацию соперников»

Это не значит, что администрация губернатора и мэрия вообще не будут участвовать в процессе. Они приведут своих консультантов, организуют свои штабы. Опыта у них достаточно. И глупо его не использовать.

Избирательная кампания строится из множества этапов. Сначала надо нанять людей. Сформировать штаб. Это — самое главное. У штаба должен быть опытный глава, он должен быть укомплектован достаточным числом обученных агитаторов (в среднем, по одному агитатору на каждые 300 квартир в округе).

Изнанка бизнеса. Предприниматели купят городу новых депутатов и мэра
Фото: Скрин. Кадр из мультипликационного фильма «Чиполлино», «Союзмультфильм», 1961 г.

«Конфликты неизбежны. Штабам придется нанимать силовые группы для защиты агитаторов»

Еще надо сформировать, обучить и отправить «в поля» силовую группу. Особенно в конце агитационного периода неизбежны конфликты. Своих людей придется защищать. Чужих — разгонять.

На втором этапе начинается собственно агитация. Сотрудники штаба идут по квартирам (причем в каждую надо явиться по 3–5 раз). Расклеивают листовки, раскладывают газетки, растягивают баннеры на балконах и так далее. Параллельно уничтожают агитацию конкурентов.

Изнанка бизнеса. Предприниматели купят городу новых депутатов и мэра
Фото: Скрин. Кадр из мультипликационного фильма «Чиполлино», «Союзмультфильм», 1961 г.

«После выборов мэром станет чиновник, которого сейчас называют сити-менеджером. Центр власти в городе сместится»

В тех округах, где у согласованных кандидатов найдутся сильные соперники (а они найдутся, не надо думать, что всё решено заранее), будет особенно весело и жарко. Здесь включат и «черные» технологии. Будут, например, распространять поддельные агитматериалы, порочащие противника. Но это самый распространенный ход. Есть куда более интересные.

Задача депутатов думы — сразу после избрания назначить городу мэра. Всё. В принципе, дальше они уже не нужны.

После выборов центр власти в Екатеринбурге несколько сместится. Я думаю, условная двуглавая система сохранится. Но председатель думы (сейчас это Евгений Ройзман) лишится публичного статуса главы города. Он перейдет к чиновнику, которого сейчас называют сити-менеджером. У него — вся фактическая административная власть. Мэром правильно называть именно его. И вот именно его новая дума должна назначить, сделать так, чтобы кресло занял нужный человек.

Главная новость по теме

Всенародных выборов главы города не будет. Я в этом уверен. Мэра назначит либо дума, либо комиссия, наполовину состоящая из городских, еще на половину — из губернаторских.

Александра Якоба в администрации города не будет. Он уходит. Это факт. Кто станет мэром — вопрос открытый. Это, конечно, не Евгений Ройзман. Преемником давно называют Алексея Кожемяко (сейчас — первый заместитель главы администрации города, — прим. ред.). Он всех вроде устраивает. Но и с ним что-то может пойти не так. Всегда есть риск, что вмешаются силовики. Им без разницы, кого выбрали в думу и кого эта дума назначила мэром. Если не захотят, кандидат не пройдет. Так что если Кожемяко их устраивает, он остается. Если нет, могут и не пустить. Но есть запасные кандидаты. На случай, если основной не пройдет.

Я бы Евгения Ройзмана не списывал. Мэром он не станет. Но это не значит, что он уйдет в тень или, например, уедет в Москву. Останется здесь. И сохранится в публичной политике. Что бы вы ни думали, он умеет договариваться и идти на компромиссы. Думаю, переговоры уже идут. И после выборов мы запросто увидим Ройзмана, например, во главе Общественной палаты.