Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Отнять у «Магнита» и «Пятерочки» половину рынка: план депутата Госдумы по спасению местного ритейла

29 июня 2017, 16:30
Отнять у «Магнита» и «Пятерочки» половину рынка: план депутата Госдумы по спасению местного ритейла
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.ru
На законодательном уровне признали: федеральные сети душат малый бизнес, который перечисляет налоги в местные бюджеты, а не выводит деньги через офшоры. Чтобы выжить, местным компаниям приходится крутиться, но конкурировать с москвичами в дешевизне товаров практически невозможно. Поэтому выживают не все.

Новость о том, что президент России Владимир Путин поддержал идею депутатов ограничить долю федеральных розничных сетей в регионах, стала одной из самых обсуждаемых в бизнес-сообществе. На «Бизнес-среде», прошедшей в Екатеринбурге, представители малого и среднего бизнеса расспросили депутата Госдумы Льва Ковпака: как так вышло, что «Магнит» и «Пятерочка» поглотили всю Россию, и как выжить местным сетям и производителям? Что для этого делает нижняя палата парламента и сами предприниматели — в материале 66.RU.

Вопрос о выживании местного бизнеса за два часа встречи с членом комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Львом Ковпаком звучал несколько раз в различных вариациях. Один из моментов — несовершенная система налогообложения.

Александр Оглоблин, президент сети супермаркетов «Елисей»:

Отнять у «Магнита» и «Пятерочки» половину рынка: план депутата Госдумы по спасению местного ритейла

— Есть такие федеральные сети — «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» и т.п., все они зарегистрированы в офшорных зонах — на Кипре, в Голландии. Абсолютно все. Сейчас происходят глобальные изменения на рынке, и региональные сети просто не выживают. У нас исчезли «А-продукт», «Пикник», «Звездный». Во многом это произошло из-за падения рентабельности, но рентабельность зависит в том числе от количества выплачиваемых налогов. «Кировский», «Елисей», «Яблоко» — платят налоги здесь, в России. Что-то планируется делать, чтобы уравнять средний бизнес с большим?

По словам Льва Ковпака, корни такой несовершенной системы уходят в 90-е годы, когда Россия «практически со всеми странами подписала соглашения об отсутствии двойного налогообложения» (одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами). И выхода из этой ситуации г-н Ковпак не видит. «Я думаю, при текущей экономической ситуации Россия не решится пересматривать соглашения об отсутствии двойного налогообложения», — заявил он собравшимся.

Лев Ковпак, депутат Госдумы:

Отнять у «Магнита» и «Пятерочки» половину рынка: план депутата Госдумы по спасению местного ритейла

— Помимо того, что происходит на рынке ритейла, идет еще и глобализация на рынке уровня производителя. Посмотрите, что произошло за последние пять лет: Екатеринбургский мясокомбинат пропал, Виншампанкомбинат пропал, у Екатеринбургского хлебокомбината осталась всего одна площадка, Среднеуральская птицефабрика — в банкротстве... И таких примеров очень много. Все налогоплательщики, которые там работали, доход потеряли.

Следующий вопрос — о том, что местным производителям практически невозможно зайти в федеральную сеть. Доля местных сетей на рынке сокращается, и частникам просто некуда поставлять свою продукцию. Здесь, по мнению бизнес-сообщества, помогли бы изменения в законодательстве. По словам Льва Ковпака, над документом сейчас работают. Предлагается даже такой радикальный вариант: ограничить суммарно долю всех федеральных розничных сетей в регионе до 50%, то есть отдать местным ритейлерам половину всего объема рынка. Сейчас соотношение примерно 80 к 20.

Лев Ковпак:

— Конечно, если бы такой закон приняли, для малого и среднего бизнеса появился бы шанс выжить. Малый бизнес надо как-то защитить.

Еще один блок вопросов был задан двум спикерам — Льву Ковпаку, который до своей деятельности в качестве депутата был вице-президентом сети «Кировский», и президенту сети «Елисей»: за счет чего местные сети держатся на плаву?

Лев Ковпак:

— По опыту прошлых лет могу сказать: главное — правильная оптимизация работы сети. Это правильный закуп сезонных продуктов, работа с покупателями и персоналом и собственная продукция.

Примерно то же советует президент «Елисея» — сети магазинов, рассчитанных на средний и средний+ класс. Главная задача, по словам Оглоблина, — найти свою нишу, которая будет отстроена от федеральных сетей. Другого способа конкурировать с бесконечными «Магнитами» и «Пятерочками» нет.

Александр Оглоблин:

— У нас, например, это собственное производство. В разгар кризиса мы построили свою фабрику-кухню: это то, что не могут повторить за нами федералы. Дискаунтеры пока в эту нишу не идут. Необходимо более качественное обслуживание: чистота в залах, отсутствие очередей на кассах, упаковка покупок. Мы не можем конкурировать по ценам с федеральными поставщиками: они продают дешевле, чем мы покупаем.

Напомним, сейчас, по закону о торговле, если доля одной торговой сети в регионе превышает четверть всех проданных товаров за год, то она не имеет права открывать новые точки. При этом общий объем присутствия сетей ничем не ограничен. Именно поэтому вместо магазинов шаговой доступности появляются сетевые ритейлеры. По статистике Торгово-промышленной палаты, с приходом одной торговой сети в средний по размеру город там закрывается до трех десятков магазинов и местных компаний.

Только в Екатеринбурге к концу года откроется еще 25 «Пятерочек», и постепенно их число подберется к 150. У их ближайших конкурентов — сетей «Монетка» и Магнит» — в городе уже есть по 103 и 129 магазинов соответственно. Сколько их станет к концу года — неизвестно, так как свои планы представители этих продуктовых сетей не раскрывают.

Фото: архив 66.ru