В Екатеринбурге к 2035 году будет проживать 1,856 млн человек, средняя ежемесячная зарплата по городу составит 122,7 тыс. руб. Это прогнозы ученых из Института экономики УрО РАН, которые готовили исследование о демографической и социально-экономической ситуации в недалеком будущем.
Они опирались на данные по развитым европейским индустриальным центрам, похожим по структуре на современный Екатеринбург: немецким Кельну и Мюнхену и французскому Лиону. Всего было прописано три сценария: инерционный, базовый и инновационный. Развилка начинается в выборе приоритета — индустрия и торгово-сервисный сектор. Форсированное развитие промышленности позволит к 2035 году подойти с отличными показателями. Можно вообще ничего специального не делать, но и в этом случае, как ни странно, в уральской столице станет жить получше.
Инерционный сценарий предполагает сохранение нынешнего тренда на вытеснение промышленности и увеличение доли торгово-сервисного сектора. Базовый — то же самое, но при высоком уровне инвестиций и инноваций. Инновационный путь предусматривает новую индустриализацию. Что же нас ждет?
Инерционный и базовый сценарии
Торговля, гостиничный бизнес и общепит в последние годы стабильно прирастали на 11–12%, подсчитала профессор РАН Виктория Акбердина. Во многом развитие шло в ущерб индустриализации. Но такая модель имеет очевидные минусы, поскольку упрется в инфраструктурные ограничения (дороги и сети), уровень потребления и покупательскую способность.
— При дальнейшей деиндустриализации средняя зарплата населения Екатеринбурга будет неизбежно снижаться. Потому что заработки в торговой сфере ниже, чем в промышленности, примерно в полтора раза. Через 20 лет мы исчерпаем потенциал торгово-сервисного сегмента.
При таких сценариях автомобилизация будет и дальше расти, и ученые, исходя из статистики, по которой объем перевозок на общественном транспорте каждый год снижался в среднем на 4,6%, не исключают наступления транспортного коллапса.
В инерционном варианте развития событий в 2035 году на сферу торговли будет приходиться до половины оборота в структуре экономики, на индустрию — треть.
Прогнозы по социально-экономическим показателям
Показатель | 2015 г. | Инерционный путь, 2035 г. | Базовый путь, 2035 г. | Инновационный путь, 2035 г. |
Оборот по индустриальному сектору, млрд руб. | 497,5 | 870 | 1260 | 1680 |
Оборот по оптовой и розничной торговле, млрд руб. | 529,6 | 1380 | 1530 | 1630 |
Оборот по гостиницам и общепиту, млрд руб. | 5,5 | 44 | 54 | 34 |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. | 94,3 | 360 | 440 | 520 |
Производительность труда, тыс. руб. | 3020,5 | 7100 | 8000 | 8900 |
Ввод жилья, тыс. м2 | 1196,9 | 1400 | 1500 | 1600 |
Объем ветхого и аварийного жилья, тыс. м2 | 334,9 | 360 | 310 | 300 |
Перевозка пассажиров общественным транспортом, млн человек | 336,2 | 270 | 340 | 365 |
Уровень автомобилизации на 1000 жителей | 409,5 | 500 | 600 | 700 |
Цифры, конечно, впечатляют. Но делайте скидку на инфляцию. По самым грубым подсчетам (и по оптимистичным подсчетам Минэкономразвития), цены за это время вырастут на 70%.
Инновационный сценарий
Инновационный путь — мечта екатеринбургских чиновников — имеет много рисков: от внешнеполитической обстановки до готовности инвесторов вкладываться в город. Затормозить развитие, по словам начальника департамента экономики Алексея Прядеина, может недостаток управленческих ресурсов у городской администрации: все ключевые полномочия сейчас сосредоточены в областном правительстве.
Новая индустриализация потянет за собой развитие малого и среднего бизнеса инновационного толка. По мнению экономистов, востребованы будут высокотехнологичные услуги и сервис для предприятий, а также инжиниринг и проектирование. Сами заводы наладят производство электрооборудования и медицинской техники, предприятия оборонки переориентируются на гражданскую продукцию. В низкотехнологичном секторе главенствующую роль займут пищевики и стройиндустрия.
|
Строительство должно стать одним из основных секторов. Сегодня сфера находится в кризисе: уровень доходов населения падает и нераспроданными остаются все больше квадратных метров, замораживаются проекты, снижаются темпы строительства, девелоперы осторожно выходят на новые площадки. |
Предполагается, что нагрузка на автобусы и троллейбусы (в особенной степени) будет снижаться, а пассажиропоток начнет расти за счет перевозок на трамваях и метрополитене. В подземном транспорте ученые ожидают плюс 20 млн перевозок. «Это как раз станет возможным при появлении второй ветки. Мы на это очень рассчитываем», — добавил Прядеин.
Но ученые из УрО РАН не в состоянии предсказать создание прорывных технологий, отметил городской чиновник и рассказал старую историю.
— В Стратегическом плане у нас был проект «Телефон для всех». В 2002 году мы хотели реализовать мечту советского человека и поставить проводной телефон в каждую квартиру. Но буквально через пару лет у людей появились сотовые — и они стали вообще отказываться от стационарных.
В любом случае реализовать инновационный сценарий не получится без привлечения трудовых мигрантов из пригорода, соседних городов и регионов и маятниковой миграции.
Демография
Демографическая ситуация развивается волнообразно. На половозрастной состав современного Екатеринбурга до сих пор оказывает влияние Великая Отечественная война, не говоря уже про девяностые, объясняют ученые.
— Численность трудоспособного населения будет снижаться до 2025 года, а потом стабилизируется. С одной стороны, в последнее время мы наблюдаем всплеск рождаемости, с другой — население стареет, и существует тенденция к увеличению продолжительности жизни.
Поэтому, чтобы быть конкурентным, Екатеринбургу нужно переманивать кадры из других территорий. Об этом, кстати, в своей колонке на 66.RU рассуждал глава аналитической службы Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков.
Специалисты считают, что миграционный прирост в худшем случае составит 8000, в лучшем — 15000 человек. Учитываются только маятниковые и внутренние мигранты (то есть те, кто переехал на ПМЖ из пригорода, городов области или соседних регионов). Точных данных по мигрантам из ближнего зарубежья у ученых нет. По неофициальным оценкам, в город их въехало 200 тыс., но зарегистрировались из них только 60 тыс. Неучтенные иностранцы могут создать дисбаланс на рынке труда, опасается Ольга Козлова.
Пока же Екатеринбург прирастает пригородами.
— Объединение Екатеринбурга и городов-сателлитов уже происходит. Регулярно сюда на работу ездят жители Верхней Пышмы, Среднеуральска, Берёзовского, Арамиля, Сысерти. Агломерация с этими городами первого пояса неизбежна.
С 2011 года миграционный прирост в Екатеринбурге снижался. За три квартала прошлого года в столицу Урала приехал 931 человек, а, например, в соседнюю Тюмень — в 13 раз больше. Алексей Прядеин в экспресс-интервью 66.RU объяснил, за счет чего мэрия будет приманивать новых жителей.
— Алексей Анатольевич, к нам едут все меньше и меньше…
— Это действительно так, но ситуация изменится.
— С чего бы?
— За счет инвестиций в производство. Это в том числе позволит повышать заработную плату работникам. Сегодня средняя заработная плата в Екатеринбурге — 44 тыс. руб. Это существенно больше, чем в других городах-миллионниках. По этому показателю мы предпочтительнее того же Новосибирска: у них — 37 тыс. руб.
Прогноз по демографии и рынку труда
Показатель | 2015 г. | Пессимистичный сценарий, 2035 г. | Оптимистичный сценарий, 2035 г. |
Численность населения, тыс. человек | 1477,7 | 1604,4 | 1856,3 |
Продолжительность жизни, лет | 72,8 | 73,6 | 75,7 |
Численность трудовых мигрантов, тыс. человек | 8,2 | 6,9 | 12,9 |
Уровень безработицы, % | 0,83 | 0,87 | 0,54 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, тыс. руб. | 41532 | 79452 | 122748 |
— Этот прогноз — долгосрочный, растянутый на 20 лет. Возможно, инвестиций будет меньше, чем вы планируете. А есть более быстрый способ привлечь работников с высокой квалификацией?
— Наши коллеги из Главархитектуры при разработке Стратегии пространственного развития по итогам проекта «100 мыслей о Екатеринбурге» выработали несколько средовых проектов. В любой город, где приятно жить, люди едут. Недавно у нас был российский ученый, который постоянно проживает в Австрии. Его спрашивают: «Почему вы там живете?» Он отвечает: «В Австрии очень комфортно жить и заниматься наукой». Мы хотим что-то подобное сделать в Екатеринбурге. Это то, что позволит в краткосрочной перспективе создать привлекательность города. А высокое благосостояние — это более долгосрочный путь.
я помню как в 2014 говорили, что санкции снимут в конце года...
Можно вообще ничего специального не делать, но и в этом случае, как ни странно, в уральской столице станет жить получше.Только кому вот вопрос?
С чего бы?! Если зарплаты в сфере услуг упадут, а за счет переизбытка растущей сферы услуг, вырастет себестоимость этих услуг. Кто в этой ситуации будет жить лучше, не считая наших чиновников?
Какой промышленности? Кто ее построит и что она должна производить?
И именно поэтому он смотрит в будущее с оптимизмом
П.С.Я не шучу, ребятки :-D