Егор Свалов в должности главы городского комитета экологии около года. На этом посту ему достался огромный клубок нерешенных проблем, распутать который без должного финансирования почти невозможно: переполненные свалки, буксующий проект раздельного сбора отходов, довольно слабо налаженный процесс утилизации опасных для здоровья горожан батареек, лампочек и градусников.
Частных инвесторов, готовых вкладываться в абсолютно неприбыльные планы решения всех этих важных задач, как-то не видно. Управляющие компании тоже не спешат помогать: для них это только дополнительные траты. В общем, мусорные проблемы города начнут решаться, только если у всех участников процесса появится понятный финансовый мотив. Иными словами, растущие свалки перестанут пожирать территорию Екатеринбурга, когда заботиться об экологии будет выгодно, заявил Егор Свалов в интервью 66.ru.
![]() |
---|
— Предлагаю начать с мусорных полигонов. К примеру, еще совсем недавно вы заявляли о планах расширения переполненной Широкореченской свалки. А теперь говорите, что прием несортированного мусора на ней надо закрыть. Почему?
— С полигонами очень сложная ситуация. Я начну издалека: приняты поправки в 89-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Для нас это основополагающий нормативный акт. И в конце прошлого года его серьезно отредактировали. В частности, в законе появился термин «региональный оператор управления отходами». Это такая структура, которая берет на себя руководство всем процессом сбора, перевозки, захоронения и переработки мусора на уровне всей области. И если мы говорим о свалках, то планируется, что региональный оператор привлечет в Свердловскую область одного или нескольких инвесторов, которые будут строить полигоны межмуниципального характера.
Мы рассчитываем на то, что через год-два будет построен большой полигон, который будет обслуживать Екатеринбург, Первоуральск и Ревду. В этом случае расширение существующей свалки, как вы понимаете, не потребуется.
В итоге Широкореченский полигон мы планируем потихоньку выводить из эксплуатации. По крайней мере с 1 августа планируем закрыть прием отходов, направим туда только те отходы, которые будут проходить через мусоросортировку. А остальное перенаправим на северный полигон.
— Он менее заполненный?
— Да, он менее заполненный.
— Но вы даже выносили на общественные слушания проект разработки нового участка на Широкой Речке…
— Да, выносили, но, и это второй момент, который тоже надо отметить, денег на реконструкцию полигона пока нет.
— О каких суммах там речь идет?
— Десятки миллионов рублей.
— В итоге Широкореченский полигон вам проще закрыть, чем перестроить?
— Ну да. Но при этом мы понимаем, что просто так закрыть эту свалку нельзя. Сортировочный завод пусть работает. И «хвосты» — мусор, который после сортировки оказывается непригодным для вторичного использования, тоже будем оставлять там.
Мусоросортировочный комплекс на Широкой Речке рассчитан на прием до 200 тысяч тонн отходов в год. А общий объем образования бытовых отходов в Екатеринбурге — 500 с лишним тысяч тонн. Соответственно, практически треть отходов будет проходить через мусоросортировку. Остальное — на северный полигон. Планируем там тоже поставить сортировочный комплекс, потому что он уменьшит количество отходов, которые идут на захоронение. Это и экономическая выгода, и экологическая.
— Плюс отходы, которые идут на захоронение после сортировки, насколько я понимаю, лучше разлагаются.
— Да. Потому что оттуда выбирается пластик, бумага, стекло, бутылки, пленка — все, что должно пойти на переработку, все, что можно использовать вторично. Потому что, если пищевые, органические отходы разлагаются нормально, то всякая там химия сотни лет будет лежать.
Сортировочный завод на Широкореченском полигоне
Дмитрий Горчаков, архив 66.ru
|
---|
«Работа на мусоросортировочном предприятии — тяжелая, неприятная, желающих, прямо скажем, немного». |
— Вы говорите, что сортировочный комплекс на Широкой Речке способен обрабатывать 200 тысяч тонн в год. А сколько сейчас обрабатывает?
— В прошлом году на мусоросортировочный комплекс поступило более 110 тысяч тонн.
— Почему он работает не в полную силу?
— Во-первых, сложности есть с трудовыми ресурсами: работа тяжелая, неприятная, желающих, прямо скажем, немного. Во-вторых, есть проблемы с качеством сырья. Мы планировали, что у нас в городе будет налажен раздельный сбор мусора: жители будут бросать в зеленые контейнеры органику на захоронение, а в оранжевые — на переработку. По факту получается, все по-прежнему бросают в одну кучу. Нет прямого обязательства у управляющих компаний заниматься раздельным сбором мусора. Это добрая воля, скажем так…
— И дополнительные расходы для управляющей компании.
— Да. Для управляющих компаний вывозить мусор из двух разных типов контейнеров — это банально дороже, чем сваливать все в одну кучу. Они не спешат вводить дуальный сбор. И качество сырья, поступающего на сортировку, так скажем, не соответствует ожиданиям.
— Каков процент выборки? Сколько мусора в итоге отправляется на вторичную переработку?
— 8–10% от того объема, что поступает на сортировочный комплекс. Его можно увеличить за счет внедрения обязательного раздельного сбора мусора. В поправках к закону «Об отходах производства и потребления», к слову, это предусмотрено. То есть все управляющие компании должны будут ставить разноцветные контейнеры, заключать по два договора на вывоз мусора: один — на захоронение, второй — на сортировку. И, по идее, эти поправки вступают в силу в 2016 году.
Но сейчас на уровне Федерации обсуждается вопрос об отсрочке введения закона еще на несколько лет. Есть проект закона, согласно которому новые правила начнут работать только в 2017 году, есть проект, отодвигающий сроки до 2020 года. Дмитрий Медведев на заседании правительства предлагал перенести всё на 2019 год.
— Почему? Потому что управляющие компании не готовы к росту затрат?
— Потому что, во-первых, должно быть разработано порядка 33 подзаконных актов на уровне правительств и министерств РФ. Эти документы будут определять порядок работы, обязательства, требования ко всем игрокам в этой сфере. Но их нет. Во-вторых, планировалось, что с 1 июля должно быть введено лицензирование на сбор, переработку, утилизацию отходов и на транспортировку. Но пока не введено. Хотя лицензии на транспортировку, к примеру, я поддерживаю. Обязательное лицензирование для перевозчиков было. Но его отменили. И как только это произошло, у нас количество несанкционированных свалок возросло неимоверно, в разы.
— Конечно, зачем платить за полигон, если можно вывезти в лес?
— А если бы была лицензированная организация, она по крайней мере несла бы ответственность, подтверждая свои мощности, возможности, договоры с полигонами.
— И в конце концов лишалась бы этой лицензии в случае нарушения.
— Да. Но порядка получения лицензии до сих пор нет. И обязательный раздельный сбор мусора, которого мы ждали в 2016 году, я думаю, все же перенесут на более длительный срок. И опять же мы попадем в ситуацию, что начали за здравие — кончили за упокой, к сожалению.
— Получается, что без этого закона вы не сможете существенно нарастить объем отходов, направляемых на сортировку. И загрузить Широкореченский полигон не сможете. Почти весь мусор поедет в сторону Верхней Пышмы. Везти его туда из многих районов Екатеринбурга очень неудобно — потому что мусоровозам придется пробираться через весь город.
— Ну а что делать?
— Я не знаю. У меня рецептов нет. Но я понимаю, что Северный полигон — тоже не бездонный и тоже однажды исчерпает свой ресурс. Или там еще много свободного места?
— При том объеме, который он сейчас получает, он может работать до 2050 года. Если мы увеличим поток отходов в два раза — сократим срок службы полигона где-то на 10–15 лет.
![]() |
---|
— Кроме того, я так понимаю, у вас есть планы по модернизации Северного полигона. Вы же, вроде, рамочно договорились об этом с УГМК…
— Нет. Мы пытались договариваться. Но потом областное министерство ЖКХ заявило о привлечении в такие проекты федеральных инвесторов. Но здесь все тоже завязано на поправках в 89-й федеральный закон. Пока они не вступят в силу, все разговоры бессмысленны. Потому что инвесторы, готовые вкладываться в проекты переработки отходов и модернизации полигонов, рассчитывают на прибыль, которую должны обеспечить новые экологические платежи, предусмотренные в этих поправках. По подсчетам федеральных аналитиков, речь идет о сумме от 39 млрд рублей в год. Это по всей стране. Но сумма все равно существенная.
— К сожалению, я не слышал про эти платежи.
— Планируется, что все производители…
— Мусора?
— Производители товара, упаковки должны либо самостоятельно перерабатывать отходы от их продуктов, либо платить деньги в целевой фонд. Фонд, по идее, должен эти средства аккумулировать и направлять на финансирование экологических проектов. Кроме того, планировалось, что у нас в платежках за квартиру выделят отдельной строкой плату за утилизацию отходов. И эти деньги тоже целевым образом пошли бы на модернизацию полигонов, строительство мусоросортировочных, мусороперерабатывающих комплексов, на покупку техники. Суммы огромные!
— То есть в теории механизм будет такой: если у вас появляется план модернизации мощностей, вы можете обратиться за целевым финансированием в некий фонд. Он эти затраты как-то частично компенсирует…
— Я думаю, что могло бы быть именно так. Но до сих пор не разработаны четкие механизмы и правила: куда деньги будут идти, на основании каких заявок их будут распределять, кто должен составлять эти заявки.
Вообще этот закон очень многое меняет. И все перемены связаны именно с созданием регионального оператора, который должен взять на себя все вопросы организации сбора, вывоза, утилизации, захоронения, транспортировки, переработки отходов. Все это от муниципалитетов переходит на уровень субъекта Федерации, а это очень сложный процесс.
К примеру, в Екатеринбурге есть «Спецавтобаза». Это муниципальное предприятие, которое заведует полигонами и является перевозчиком. Но не монополистом. На рынке перевозок оно контролирует только 20%. Еще 40% — у частной компании. А всего в городе более 20 перевозчиков и более 100 организаций (предприятий, управляющих компаний), которые не заключают договоры со сторонними структурами и перевозят свой мусор сами. И со всеми региональный оператор должен будет как-то выстроить, оформить отношения.
Более того, он же должен будет заключить договоры со всеми «производителями» отходов. Со всеми! Я, вы, любой житель города — производитель отходов. С каждым, понятно, соглашение не подпишешь. В случае с многоквартирными домами интересы жителей могут представлять управляющие компании. А частный сектор? С владельцами таких домов можно заключать договоры оферты — просто выставлять им счет и все. Но в частном секторе огромная проблема со сбором платежей, ведь за вывоз мусора они никогда не платили и не платят.
![]() |
---|
«Давайте возьмем для примера газелистов, которые вывозят строительный мусор из квартир за символическую плату. Стоит эта услуга, условно говоря, 2 тыс. рублей. Эти деньги они берут с вас. А на полигоне за захоронение этого объема они заплатят порядка 1 тыс. рублей. Плюс расходы на бензин, условно говоря, 300 рублей. Итого, забрав у вас мусор и отправив его на легальную свалку, перевозчик заработает 700 рублей. А если повезет в лес? Минус тысяча рублей расходов. И прибыль возрастает уже до 1700 рублей. Разница существенная, согласитесь. Вот и получается, что ездить на законные полигоны таким перевозчикам невыгодно». |
— Получается, региональный оператор — это точка сбора денег, управленческая структура, которая заключает договоры с компаниями и частными лицами — производителями мусора, а потом делегирует полномочия по сбору, вывозу, захоронению и утилизации муниципалитетам…
— Да. Делегирует муниципалитету, перевозчику и так далее. Но самое главное не в этом. Самое главное — что поправки в закон меняют всю идеологию, схему сбора денег.
— Поясните.
— Поясняю: сейчас мы с вами платим за вывоз мусора управляющей компании, она платит перевозчику. Перевозчик отвозит отходы на полигон и там отдает деньги за тот объем ТБО, который привез. Несет издержки. Но мусоровоз же может до свалки и не доехать, может выбросить мусор в лесу и никому не платить. Его владельцу это выгодно.
Чтобы было совсем понятно, давайте возьмем для примера газелистов, которые вывозят строительный мусор из квартир за символическую плату. Стоит эта услуга, условно говоря, 2 тыс. рублей. Эти деньги они берут с вас. А на полигоне за захоронение этого объема они заплатят порядка 1 тыс. рублей. Плюс расходы на бензин, условно говоря, 300 рублей. Итого, забрав у вас мусор и отправив его на легальную свалку, перевозчик заработает 700 рублей. А если повезет в лес? Минус тысяча рублей расходов. И прибыль возрастает уже до 1700 рублей. Разница существенная, согласитесь. Вот и получается, что ездить на законные полигоны таким перевозчикам невыгодно.
Но когда поправки в закон вступят в силу, все переменится с точностью до наоборот: невыгодно станет возить отходы в лес. Региональный оператор будет собирать деньги со всех производителей отходов. А перевозчикам платить только тогда, когда они доставят мусор на полигон. То есть привез груз на свалку — получил деньги. Вывез в лес — не заработал ни копейки.
— Теперь ясно, почему хотят перенести сроки вступления в силу поправок. Перемены кардинальные.
— Да. Но схема здравая, разумная. Поправки в 89-й федеральный закон — долгожданные. Их много критиковали, но при всех недоработках в любом случае это большой шаг вперед по реформированию системы. А то в плане работы с отходами мы до сих пор живем в девятнадцатом веке. Это факт. Потому что муниципалитеты обязаны организовывать сбор, утилизацию промышленных и бытовых отходов, а денег-то нет. Ну нет денег!
Например, два года назад губернатор подписывал с потенциальным инвестором соглашение о строительстве мусороперерабатывающего завода. Причем мощности предполагались мизерные — даже потребности одного Екатеринбурга предприятие не закрыло бы, не говоря уже о всей области. Тем не менее суммы инвестиций заявлялись огромные — более четырех миллиардов.
Тем не менее потенциальные инвесторы есть. За мой неполный год работы в этой должности ко мне с десяток желающих заняться переработкой отходов приходило.
— Считали потенциальную прибыль и уходили?
— Одни говорили: «У нас есть технология, дайте денег». Им я отказывал, миллиардами мы не располагаем. Другие заявляли: «У нас есть деньги, дайте нам землю». Предлагали нормальные, дееспособные, опробованные в Европе и Азии технологии. Я отвечал: «Напишите бизнес-план, просчитайте, за счет чего вы будете отбивать затраты». Они уходили считать. И больше я их не видел.
— Чем именно они планировали заниматься: сортировкой и захоронением отходов?
— Нет, они хотят заниматься переработкой вторсырья. Но любая переработка все равно начинается с сортировки.
— Ну конечно. Но этим муниципалитет почему-то занимается, а частные компании — нет.
— Потому что, если отсортировать мусор, его можно выгоднее продать на рынке, а переработка в основном заключается либо в сжигании (я категорически против этого), либо в пиролизе — это термическая обработка без контакта с воздухом, в процессе вырабатывается электроэнергия, либо выделяется сырье типа топлива.
— Я даже разговаривал с одним предпринимателем, у которого был похожий проект: он собирался при помощи пиролиза перерабатывать старые покрышки во что-то наподобие дизельного топлива.
— Просто покрышки — это очень энергоемкий материал. Нас-то интересуют бытовые отходы. В Питере я был на мусоросортировочном комплексе. Нам бы такой! У них там стоит несколько лазерных сканеров, которые даже пластик могут по цвету различать. Плюс бумага, картон, пленка, жестянка, металл — все это выбирают тоже очень эффективно. Еще большой процент отходов они потом перемалывают в так называемый РДФ, который направляют на цементные заводы, используют в качестве дополнения к топливу, сжигают. Тоже очень интересная технология.
— Сколько она стоит?
— Десятки миллионов рублей. Потому что все эти сканеры — импортные, они все привязаны к доллару, евро.
![]() |
---|
— Давайте еще немного поговорим про вредные отходы, ртутьсодержащие лампы, батарейки и т.д. В Екатеринбурге была программа…
— Да, в 2013 году мы расставили порядка 600 контейнеров во дворах и в учреждениях социальной сферы. Но по предписанию Роспотребнадзора мы их из соцсферы убрали. Когда я зашел в должность, мы проанализировали нормативную базу и поняли, что и во дворах за счет бюджета мы ставить их не должны. Не имеем права, к сожалению. Мы их ставили за счет бюджета и за счет бюджета же обслуживали. А это может быть истрактовано как нарушение норм Бюджетного кодекса. Потому что это обязанность управляющих компаний.
— Управляющие компании вообще в курсе, что это их обязанность? Что-то я не вижу на контейнерных площадках емкостей для сбора опасных отходов.
— По постановлению правительства РФ, управляющие компании обязаны организовать сбор опасных отходов, да. Я нашел переписку двухлетней давности. Мы тогда направляли запросы в УК, просили их предоставить информацию о том, как они этот процесс организовали. Многие ответили: сбор батареек, лампочек и градусников ведется в головном офисе. Если УК обслуживает с десяток домов, я такую форму работы с опасными отходами допускаю, это возможно. А если у нее сто, двести, триста домов в управлении? И ее офис непонятно где находится. За несколько десятков остановок никто не поедет градусник сдавать.
Я считаю, так нельзя. Потому мы с ними сейчас ведем работу: чтобы они взяли наши контейнеры для опасных отходов в аренду. Тогда все будет правильно: нормальные гражданско-правовые отношения, управляющая компания выполняет обязательства по сбору отходов, мы не нарушаем Бюджетный кодекс.
Мы в этом году еще в такой, миролюбивой форме с ними общаемся. С будущего года, думаю, более серьезно к этому вопросу подойдем. Мы объясняем, что нужно все-таки выполнять закон. Но нет у нас полномочий по экологическому контролю, надзору и штрафам. Это, конечно, тормозит процесс.
— Возможно из таких отходов извлекать что-то полезное и как-то на них зарабатывать?
— Я бы сказал, что это больше затраты. Потому что их утилизация — очень серьезный процесс. И технологии, и безопасность дорого стоят. Цоколи можно отправлять на переплавку, но это дорого. Из батареек тоже извлекают полезные вещества. Но и тут больше затрат, чем прибыли.
— Давайте еще о дуальном сборе бытовых отходов поговорим. Я даже не о разноцветных контейнерах, я о том, как их используют. Обратил внимание, что культура раздельного сбора мусора в Екатеринбурге падает. Только-только начала зарождаться — и вот уже пошла вниз. К примеру, недавно я был в администрации Кировского района. У них на заднем дворе стоят два контейнера. Как положено: зеленый — для органики, оранжевый — для годного в утиль мусора. Специально заглянул. В оранжевом навалены какие-то листья. То есть даже городские чиновники мусор не сортируют…
— Нужно об этом постоянно говорить. Нужна наглядная агитация. Но главное — не обманывать людей. Конечно, когда ты сортируешь мусор, раскладываешь его по разным контейнерам, а потом к тебе во двор приезжает мусоровоз и грузит всё в одну кучу — мотивация пропадает навсегда. Поэтому мы ждем, что законодатель наконец-то сделает раздельный сбор мусора обязательным. Тогда мы сможем заставить УК заключать по два договора: на вывоз пищевых отходов и непищевых.
— Понятно, как решить проблему с мусоровозом, а как решить проблему с населением?
— Тут надо подходить экономически. Вывоз зеленого контейнера должен стоить дороже, чем оранжевого. Люди будут сортировать мусор, когда это будет выгодно, когда они четко поймут, что чем больше отходов они сдадут в утиль, тем меньше будет квартплата. Вот и всё. Я разговаривал с представителями управляющих компаний. Они говорят, что, если тариф на утиль будет в 1,5–2 раза ниже, чем за несортированный мусор, они готовы сами заниматься пропагандой: расклеивать объявления, вести разъяснительную работу и так далее. Потому что будет экономическая выгода. А без нее сложно кого-то заставить работать.
— В общем, ждем закона. А до этого у вас всё близко к паузе.
— Вы не представляете, как я расстроен.
— Тем, что поправки не вступят в силу со следующего года?
— Ну да. Я думал, будет много работы. Ведь уже готовы были на уровне области разрабатывать большую территориальную схему обращения с отходами. Она должна предусматривать, с одной стороны, нынешнее положение дел, но главное — четкий план, как жить дальше: мусоросортировочные комплексы, полигоны, переработка, пути движения туда-сюда, плюс инвестпрограмма огромная должна быть разработана. И мы бы наконец поменяли вектор, развитие бы началось. А тут…
Но в любом случае мы руки не опускаем. Пока будем проводить разъяснительную работу. Будем с управляющими компаниями работать, чтобы они были более активны. Но без полномочий, без новых правил игры это все сложно и долго, конечно.
Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru