Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как живут российские города, где уже ввели «чистые зоны» и QR-коды. Опыт Казани и Перми

12 октября 2021, 14:23
В Екатеринбурге выбирают общественные места, в которые будут пускать только вакцинированных или переболевших коронавирусом людей. В отличие от Татарстана, где одномоментно закрыли все, власти Свердловской области, вероятно, ограничатся музеями и концертными площадками. Как новый локдаун переживают соседние регионы — в материале 66.RU.

12 октября региональный оперштаб рассмотрит первичный документ, который регламентирует COVID-free зоны в Свердловской области. Не исключено, что в первый список «чистых зон» попадут музеи, библиотеки, концертные площадки. О том, что все зоны вряд ли будут запускать одномоментно, ранее заявлял заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков.

«Возможно, не в один день мы будем все эти зоны запускать, потому что необходимо создать технические возможности для того, чтобы можно было контролировать нахождение там людей», — отметил он.

С просьбой не вводить QR-коды к губернатору Евгению Куйвашеву уже обратились рестораторы и владельцы фитнес-клубов. Эту меру представители бизнеса сравнили с «контрольным выстрелом».

Опыт Перми

В Пермском крае уже больше недели работает система пропусков по QR-кодам. Ограничения коснулись театров, кинотеатров, цирков, концертных залов, фитнес-центров и бассейнов.

Первыми потери ощутили детские игровые комнаты в ТРЦ — их работу краевые власти запретили с конца сентября. Попасть туда нельзя даже по QR-коду. Участники индустрии отмечают, что родители ведут своих детей в открытые развлекательные заведения, в которых становится больше людей. В 2020 году игровые комнаты не работали 5,5 месяцев, и за это время, отмечают представители бизнеса, часть компаний разорилась, «а выжившие еще не оправились от этого шока и до сих пор не рассчитались перед арендодателями за долги, накопленные за этот полугодовой период простоя».

Пермский цирк был вынужден отменить представления из-за введения QR-кодов. «Ввиду эпидемиологической обстановки в регионе гастроли цирковой программы «5 континентов» приостановлены. Возврат билетов осуществляется по месту приобретения. Возврат электронных билетов осуществляется билетным оператором», — говорится в сообщении цирка.

Скалодром «Скала», который называют одним из самых больших в стране, с 4 октября прекратил работу. «Друзья, мы не поддерживаем введение QR-кодов и проход на тренировки по сертификатам и пцр! Мы закрываем свободное посещение, групповые занятия у взрослых и персональные тренировки на время этого бардака! Либо пускаем всех, либо никак!» — говорится в сообщении на сайте клуба скалолазания.

Национальное фитнес-сообщество прогнозирует, что убытки представителей отрасли в Пермском крае могут достигнуть 200 млн рублей из-за введения QR-кодов. «В Пермском крае потери могут составить от 50 млн до 100 млн рублей в месяц, а возвраты денежных средств за клубные карты и дополнительные услуги — до 200 млн рублей в месяц. Возможные ограничения в Свердловской области могут привести к потерям более 200 млн рублей в месяц только по фитнес-рынку Екатеринбурга», — рассказала ТАСС глава организации Елена Силина. Представители фитнес-центров заявляют, что уже столкнулись с тем, что клиенты массово требуют вернуть им деньги за карты.

Опыт Татарстана

В Татарстане с 11 октября ввели еще более жесткие ограничения. Без QR-кода о прививке против Covid-19 или о перенесенном в течение последнего полугода заболевании не пускают в торгово-развлекательные центры, непродовольственные магазины площадью больше 400 кв. м, кафе, рестораны, фитнес-клубы, бассейны. Без сертификата можно попасть только в продуктовые магазины вне торговых центров, небольшие непродовольственные магазины, аптеки, парикмахерские, библиотеки, банки, общественный транспорт. При этом именно в Татарстане один из самых низких уровней заболеваемости и смертности от коронавируса в стране.

По оценкам управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, новые ограничения прежде всего ударят по бизнесу, связанному с массовыми мероприятиями, и общепиту.

«В грядущий в Татарстане локдаун многим предприятиям общепита придется переезжать или сдавать часть арендной площади в субаренду», — заявил он изданию «Ъ-Волга-Урал». В итоге, по его прогнозу, выживут 70–80% заведений.

Что касается торговых центров, то, считает Жарский, уйти могут 10–12% арендаторов. Во время прошлого локдауна ТЦ потеряли 20% арендаторов.

В Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана подсчитали, что с введением QR-кодов оборот заведений может снизиться на 60%, при том что многие заведения общепита все еще выплачивают долги арендодателям, банкам и фискальным органам из-за прошлогодних ограничений, многие кафе и рестораны окажутся банкротами.

«Даже двадцатипроцентное падение для нас это уже работа в минус, — заявила KazanFirst исполнительный директор Ассоциации Галина Шарафутдинова. — Падение больше, чем на 20%, приведет к очень серьезным финансовым потерям. Сейчас у нас низкий сезон, и отток оставшегося трафика обернется большими потерями, часть предприятий может закрыться». При этом без общепита, отмечают отельеры и рестораторы, Татарстан не сможет оставаться «полноценной отраслью гостеприимства».

Введение QR-кодов в первый же день прибавило проблем и неразберихи. На входах в торговых центрах скапливались очереди, сами ТЦ, кафе и рестораны — полупустые.

Посещение общественных мест по QR-кодам с 11 октября ввели также власти Архангельской, Курской, Воронежской, Самарской областей, Чечни, Кабардино-Балкарии. Ранее систему ввели в Удмуртии, Волгоградской и Калининградской областях.