Всемирная организация здравоохранения разработала единые рекомендации для властей стран, как фиксировать смерти от коронавируса. Но некоторые государства руководствуются правилами национальных профильных министерств, пишет «Ъ».
Статистика в России отличается от общеевропейской. Смерти от коронавируса в стране регистрируют, как от инфекционных заболеваний, при этом в окончательное число вносят только лабораторно подтвержденные случаи.
«Низкий показатель смертности в России сложно понять, исходя из того, что уровень ее населенности и системы здравоохранения в целом схож с европейским <…> Возрастная картина в России также не сильно отличается от европейской», — заявил директор программы Всемирной организации здравоохранения по чрезвычайным ситуациям Майкл Райан.
Объяснения властей о масштабном тестировании населения, которое помогает выявить заболевание на начальных этапах и не допустить его развития в дальнейшем, Райан считает справедливыми. Однако в количестве смертей все равно сомневается.
«Безусловно, необычно, что количество смертей в отношении к подтвержденным больным столь низкое <…> Будет важно, чтобы Россия оценила то, как проводится сертификация на смерть от COVID-19, чтобы быть уверенным, что это делается аккуратно и должным образом», — сказал представитель ВОЗ.
После окончания пандемии ВОЗ намерена детально исследовать вопрос — в ряде случаев смерть может наступить от основного заболевания, тогда как коронавирус будет сопутствующим. Но, по убеждению организации, даже в этом случае летальный исход необходимо включать в общую статистику по COVID-19.
- Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что низкая смертность связана с эффективностью российской медицины.
- Однако власти действительно могут манипулировать статистикой — это подтверждает разговор губернатора Липецкой области Игоря Артамонова, который требовал от подчиненных предоставить Москве заниженные цифры. В Дагестане тоже занижали реальные цифры и тем самым убедили жителей в отсутствии угрозы. Из-за недостаточного количества тестов большинство случаев COVID-19 оформлялись как внебольничная пневмония.
- Не все данные озвучивают публично. Например, оперштаб Свердловской области с начала пандемии скрывал общее число тяжело больных пациентов, публикуя информацию только о подключенных к ИВЛ.
- По мнению основателя исследовательского агентства Data Insight Бориса Овчинникова, цифры «рисуют» на федеральном уровне, а затем подгоняют под них региональные показатели. Слишком часто общее количество заболевших по стране оканчивается на красивое число — 99 и так далее.