О странностях в официальной статистике по коронавирусу в регионе 66.RU подробно рассказывал накануне. До публикации текста редакция отправила вопросы о нестыковках в оперативный штаб. «Уважаемые коллеги, не надо искать черную кошку в темной комнате — ее там нет», — рекомендовали там. Однако где-то от ответа оперштаб ушел, а где-то повторил то, что уже известно. Цитируем с незначительными правками.
— Последние недели за несколько часов до публикации официальных цифр заболевших по области издание Znak.com публикует их со ссылкой на источник. И в подавляющем большинстве случаев источник оказывается прав. Но 24 мая его данные были о 157 заболевших, а данные федерального, а затем и регионального оперштабов — 90 заболевших. Причем региональный оперштаб опубликовал их с заметной задержкой после федералов. Почему так получилось, ведь мы понимаем, что у коллег надежный источник?
— Официальная сводка регионального оперштаба формируется на основе данных двух ведомств: управления Роспотребнадзора по Свердловской области и Минздрава. [Первое сообщает] о количестве выявленных лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» случаев и детализации по муниципалитетам. Второе — о числе и состоянии пациентов.
Официальная сводка регионального оперативного штаба с первого дня публикуется после появления статистики федеральных коллег. Оперштаб неоднократно обращал внимание представителей СМИ на необходимость использования информации из официальных источников.
— 90 случаев — очень удобная цифра, которая позволила Свердловской области выйти на коэффициент 1,01, то есть официально быть готовой к снятию ограничений. Как так удачно сложилось?
— В сводку попадают лабораторно подтвержденные за минувшие сутки случаи COVID-19. Накануне в статистику вошли 90 случаев. При этом 25 мая — 278 случаев (по другим данным, 279, — прим. ред.), что, безусловно, сказалось на изменении показателя Rt — коэффициента распространения. При принятии решений о смягчении ограничительных мер Роспотребнадзор рекомендует регионам опираться не на статистику одного дня, а рассматривать коэффициент в динамике, причем достаточно долгосрочной — до 8 дней.
— Почему региональный оперштаб со значительной задержкой опубликовал 24 мая список городов, где зарегистрировали заболевших?
— По технической причине, обусловленной особенностями межведомственного взаимодействия. Такая ситуация возникла, к сожалению, не в первый раз. Иногда одному из ведомств требуется чуть больше времени, чтобы провести сверку своих данных. Сложности с идентификацией муниципалитетов, как правило, связаны с несовпадением адреса регистрации и фактического проживания выявленных носителей COVID-19.
— Почему информация губернатора и оперативного штаба о количестве тяжелых больных разошлась в пять раз? Почему пациентов, «чье состояние медики оценивают как тяжелое», не включали в публикуемую статистику по тяжелым пациентам? (Это были два разных вопроса, но оперативный штаб почему-то ответил лишь на один.)
— До сих пор в сводке оперативного штаба выделялись пациенты, здоровье которых вызывает у врачей особую тревогу и которые подключены к аппаратам ИВЛ. Этот подход был пересмотрен. В сводке за 24 мая, за 25 мая и впредь будет указано и количество людей на ИВЛ, и общее число заболевших, чье состояние медики оценивают как тяжелое, но которое может быть в любой момент в связи с положительной динамикой переквалифицировано в категорию средней тяжести.
— Почему оперативный штаб не публикует информацию пациентах с коронавирусом, которые умерли по другим причинам? Другие регионы — соседний Челябинск, к примеру — делают такую разбивку.
— Официальная сводка, включающая данные о летальных исходах, если они зафиксированы, публикуется ежедневно. В нее включаются случаи смерти пациентов с COVID-19 после проведения тщательной патологоанатомической экспертизы и получения экспертного заключения о причинах смерти пациентов.
— Почему при 2700 свободных коек на 22 мая пациентов из Екатеринбурга отвозят в больницы области или кладут в коридоре, что подтверждал губернатор?
— Всего в Свердловской области организовано 5848 мест для оказания специализированной помощи пациентам с COVID-19. Отделения перепрофилированы в больницах Екатеринбурга, Ревды, Нижнего Тагила, Верхней Пышмы, Каменска-Уральского и других муниципалитетов.
Решение о маршрутизации зависит от ряда факторов: от возраста пациента, протекания болезни, наличия сопутствующих заболеваний, от наличия мест в медицинских учреждениях и так далее. Например, пациенты, зараженные коронавирусом, с сердечно-сосудистыми заболеваниями по профилю направляются в больницу Верхней Пышмы. Жители муниципалитетов Северного и Горнозаводского управленческих округов — в инфекционную больницу Нижнего Тагила и так далее.
Что касается конкретной ситуации в больнице № 24, то она связана с тем, что госпитализации и выписки происходят практически постоянно. Поэтому, к сожалению, иногда возникают случаи, когда одни пациенты ложатся в больницу, другие еще не покинули медицинское учреждение. Чтобы процесс оказания помощи не прерывался, руководство больницы решило организовать дополнительные койки в коридоре. По мере освобождения палат пациенты переводятся туда. Это временная мера, никак не влияющая на объем и качество лечения.
Загрузка медицинских учреждений, койки в которых перепрофилированы под COVID-19, меняется постоянно в зависимости от количества подтверждаемых случаев, госпитализаций, выписок или принятия решений об амбулаторном лечении. При этом нагрузка на систему здравоохранения, особенно в Екатеринбурге, сегодня объективно высока, и большие усилия Минздрава и Горздрава направляются на ее снижение и перераспределение сил и средств.
— По информации журналиста Дмитрия Колезева, в регионе «статистикой по коронавирусу параллельно одновременно занимаются информационный центр, Роспотребнадзор, Минздрав, ФМБА и региональные власти». Почему так много и почему в итоге данные оперштаба региона, оперштаба федералов и губернатора отличаются?
— Формирование статистики в период эпидемии — не самоцель. В работе по противодействию распространению коронавируса и реализации профилактических мер задействованы десятки ведомств и организаций федерального, регионального и муниципального подчинения. У каждого из них есть собственные регламенты и алгоритмы работы, графики отчетности. На стыках этого взаимодействия возможны разницы в трактовках тех или иных показателей. Это сложный межведомственный процесс.
Все данные, оказывающие непосредственное влияние на принятие основополагающих управленческих решений на федеральном и региональном уровне, тщательно выверяются и представляют собой единую информационную базу.
— Почему после выявления массовых случаев заражения количество подтвержденных новых случаев в Свердловской области не вырастает резко?
— Как правило, процесс выявления массового заражения происходит так.
При фиксации одного или нескольких случаев COVID-19 на одной территории начинается установка круга контактных и проведение постконтактных тестирований. Все первые случаи попадают в сводку сразу, остальные — по мере прохождения массового обследования и готовности результатов.
Процесс может занимать до нескольких дней.
Это связано со многими факторами: временем перевозки материала, загруженностью лабораторных мощностей на определенном этапе, трудностью определения полного круга контактов и установкой местоположения людей. Еще одной особенностью этого процесса является наличие инкубационного периода у инфекции. Она может проявиться и быть зафиксирована не сразу, а только после второго теста. Именно поэтому все близкие контакты заболевшего по предписанию Роспотребнадзора немедленно изолируются, даже если подтверждения наличия у них коронавируса еще нет.