Мы по очереди подходим к краю сцены и берем пластиковые стаканчики с водой. Кто-то сразу подносит стакан ко рту. Это замечает психолог. Звучит предупреждение: пить воду нельзя, она водопроводная. Я заглядываю в свой стаканчик. Жидкость в нем и вправду какая-то мутная. Возвращаюсь на место и жду, что будет дальше.
— Сейчас всем придется встать и познакомиться как минимум с тремя людьми в этом зале. Это должны быть люди, которых вы не знаете, — объясняет задание тренер-психолог из организации «Семья детям» Александра Мелях. — Поздоровайтесь, скажите, как вас зовут и кто вы. Перелейте немного воды из своего стакана в стакан своего нового знакомого. Он тоже представится и перельет воду в ваш стаканчик. В результате в стакане каждого должно оказаться примерно столько же воды, сколько было в начале.
Мы выходим в центр зала. Ребята ищут глазами людей, с которыми они не знакомы. Это непросто. Кроме меня на тренинге сотрудники реабцентра и несколько девушек-косметологов (после окончания разговора про ВИЧ старшеклассников ждет мастер-класс по новогоднему гриму). Неудивительно, что мы пользуемся большой популярностью. Ко мне, например, подходят сразу несколько человек.
Я переливаю воду из одного стаканчика в другой, повторяю одну и ту же фразу: «Здравствуйте, меня зовут Ирина, я журналист Портала 66.ru». Улыбаюсь, стараюсь запомнить имена своих новых друзей (может быть, в этом смысл задания?). За время, отведенное на упражение, успеваю познакомиться с пятью участниками: двумя девочками, одним мальчиком из реабцентра, воспитателем и косметологом. Запомнить имена всех мне не удается. Все происходит слишком быстро.
Александра обходит по кругу всех участников. С помощью шприца добавляет в наши стаканчики по две-три капли коричневой жидкости. В зале появляется ощутимый запах йода. Спустя несколько секунд вода в моем стаканчике мутнеет, становится серой и, наконец, грифельной. Точно так же цвет жидкости меняется в стаканчике девочки, сидящей справа от меня. Она — одна из тех пятерых, с кем я успела познакомиться во время упражнения. Кажется, ее зовут Алина (все имена воспитанников реабцентра изменены, — прим. 66.ru).
Александра просит тех, у кого вода почернела, поставить стаканчики в центр зала. На полу появляются восемь стаканов. Позже психологи подсчитают: всего в тренинге принимали участие 28 человек. Я понимаю: только что нам показали, как распространяется ВИЧ. Не исключено, что вода в моем стаканчике была мутной не случайно: может быть, она и стала одним из источников «заражения».
Из 28 участников эксперимента с крахмалом и йодом «зараженными» оказались 8 стаканчиков.
— Как вы думаете, зачем мы с вами делали это упражнение? — на всякий случай спрашивает Александра.
— Так заражаются СПИДом, — отвечает бойкая девочка в первом ряду.
— Ты права, только не СПИДом, а ВИЧ. Мы попросили вас вступить в контакт с незнакомыми людьми. Вы мало что о них знали, но многие из них наверняка вам понравились. Между вами произошел человеческий контакт (переливание жидкостей, — прим. 66.ru). В двух стаканах был крахмал. В каких именно — никто не знал. Точно так же, когда мы встречаем человека, мы никогда не знаем, болеет он ВИЧ или нет.
Психологи приводят статистику. По данным Городского управления здравоохранения, показатель зараженности в уральской столице на начало ноября составлял 1826 человек на 100 тыс. населения: то есть заболеванию подвержены 1,8% жителей, или каждый 50-й.
— В информационном пространстве накопилось много сведений о ВИЧ, в том числе страшилок, — говорит психолог, бывший специалист по социальной работе Свердловского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом Никита Габдрахманов. — Давайте сейчас представим, что мы с вами оказались в летнем лагере. Собрались вокруг костра. Теперь самое время начать рассказывать друг другу страшные истории.
Нас просят вспомнить как можно больше страшилок о ВИЧ, делят на группы. В моей группе — мальчик Дима, девочка Света, двое сотрудников реабцентра и девушка-визажист. Старшеклассники молчат — стесняются. Преподаватели просят их быть активнее, предлагать свои варианты: «Взрослые вам только помогают». Но вариантов ни у кого нет. Поэтому одна из преподавателей решает взять инициативу в свои руки.
— Ну что здесь можно сказать? Может, то, что от ВИЧ умирают? Дима, пиши «смерть»!
Дима кивает на Свету, мол, у нее почерк лучше. На наших глазах завязывается небольшой спор. Побеждает девочка: ей удается убедить собравшихся, что ее почерк менее разборчивый. Дима сопротивляется недолго. Берет зеленый маркер и выводит крупными, круглыми буквами слово «смерть».
Нас делят на группы и просят составить рейтинг страшилок о ВИЧ.
Взрослые в нашей группе пытаются вспомнить всё, что знают о ВИЧ, и использовать метод от противного. Я предлагаю внести в список, что «ВИЧ можно заразиться через поцелуй». В результате у нас получается не рейтинг страшилок, а, скорее, обобщенный образ зараженного ВИЧ человека. Такой, каким, по нашему мнению, его видит большая часть общества. Он, вероятно, часто болеет, потому что у него ослабленный иммунитет. Конечно, он страдает от депрессии: после того как ты узнаешь о смертельном заболевании, радоваться жизни как-то странно. Ну и, ясное дело, он изгой.
Все это время Света внимательно слушает, а Дима слишком занят конспектированием, чтобы включаться в обсуждение. Время от времени он спрашивает, как правильно пишется то или иное слово — с одной буквой «н» или с двумя. Но так далеко не во всех группах. Например, справа от нас другая команда — в ней солируют дети.
Мы обмениваемся листами ватмана и отмечаем некоторые страшилки плюсами. То есть говорим, что считаем их правдой.
Время истекло. Мы обмениваемся списками с другими. Каждую группу просят отметить в чужих списках плюсом те страшилки, которые мы считаем правдивыми. Листы проходят круг и возвращаются к своим владельцам. Всех по очереди просят зачитать из списка те пункты, где есть хотя бы один плюс.
— ВИЧ можно получить в тату-салоне, — читает бойкая девочка из первой группы.
— Кто знает, как правильно набивать татуировку? — спрашивает психолог. Из разных концов зала сразу доносятся ответы:
— Всё должно быть одноразовое!
— Нужно купить иглу самому!
— Нельзя делать тату дома!
— Нужно делать только в официальных салонах!
— Иголки должны быть одноразовые, нужно, чтобы при вас открывали упаковку, — резюмирует психолог. — И нужно, чтобы мастер бил татуировку этой иглой только вам одному.
Ведущие тренинга — психологи Александра и Никита.
Эстафетная палочка переходит к следующей группе. В их списке значится пункт: «Если есть одной ложкой, можно заразиться». Рядом другая группа сделала приписку: «Если на губе или на деснах рана», — и поставила плюс («согласен»).
— Все согласны? — спрашивает Александра.
— Не-е-ет! — хором отвечает зал.
— Это такая страшилка и пугалка, — комментирует психолог. — Даже если треснула губа, то одного этого недостаточно. Чтобы произошло заражение, нужно попадание алой крови в алую кровь. Но, конечно, есть одной ложкой с другими людьми не нужно. Дизентерия — это не смертельно, но тоже неприятно.
Третья группа предлагает для обсуждения пункт «случайные связи». Его деловито зачитывает высокий мальчик в белой спортивной куртке.
— Случайные связи — это какие? — уточняет психолог. — Я по телефону позвоню тебе случайно — будет ВИЧ?
— Имеется в виду, когда в клубе познакомились и после… Ну, они пошли вместе и… — поясняет девочка. На вид ей около 15 лет. Наверняка она уже знает слово, с помощью которого можно описать то, что бывает «после клуба». Но произнести его вслух девочка стесняется и в результате запутывается еще больше.
— Это секс со случайными людьми, незащищенный, — приходит на помощь психолог. — В этом случае действительно очень высокий риск заражения ВИЧ-инфекцией, согласны?
В зале одобрительно кивают. Переходим к следующему пункту — «через порез».
Рейтинг страшилок про ВИЧ возглавляют ВИЧ-террористы. Но напротив этих пунктов плюсов нет. Значит, в них дети все же не верят.
— Это если один порезался ножом, и другой взял и тоже порезался, — объясняют дети.
— Через порезы люди практически не заражаются, — в разговор вступает Никита. — Во всяком случае за время моей работы таких случаев я не встречал. Можно, конечно, представить себе ситуацию, когда произошла драка, поножовщина. Но для того, чтобы заразиться, должно совпасть очень много условий. Во-первых, чтобы кто-то из дерущихся был заражен ВИЧ; во-вторых, один и тот же нож должен поразить сразу несколько человек…
— Даже фильм был американский, где ребята подрались. Один был ВИЧ-инфицированный, он его ударил кулаком (руки были уже в крови), — возражает один из взрослых. Вообще взрослые на тренинге отстаивают свои страшилки гораздо эмоциональнее, чем подростки, ссылаются на разговоры с медиками или, как в этом случае, приводят в пример художественные фильмы.
— Это, скорее, кино и мистика, — говорит Александра.
— Я хотела сказать, что драться ни с кем не стоит…
— Драться вообще не стоит, но по другим причинам.
Организаторы раздают участникам тренинга брошюры «Может ли человек с ВИЧ быть счастливым?»
Наконец очередь доходит до нас. Дима, который во время мозгового штурма все время молчал, принимает решение отдуваться за нашу группу. Читает первый пункт: «Смерть».
— Это о том, что все, кто болен ВИЧ, умирают, — поясняет мальчик.
— Человек, которого не лечат от ВИЧ-инфекции, через 10–15 лет после заражения действительно может умереть. Но если он проходит терапию, то может жить довольно долго, — говорит Никита.
Разбираем еще несколько мифов: комары переносят вирус. Если бы это было так, то сейчас зараженным оказалось бы все население земли. Кроме того, вирус может жить и размножаться только в человеческом организме. Идем дальше: ВИЧ-террористы (люди, которые так и норовят ввести вирус через шприц в общественных местах). На самом деле за 15 лет официальная медицина в России не зафиксировала ни одного подобного случая. Последний миф: инфицированный ребенок может укусить здорового и заразить его, поэтому ему не нужно ходить в детский сад вместе со здоровыми детьми. На деле в истории ВИЧ не было ни одного заражения таким путем. Для того чтобы передать ВИЧ с помощью слюны, ее потребовалось бы несколько литров…
Напоследок психологи объясняют: вирус иммунодефицита человека может не проявлять себя до 10 лет. Поэтому так важно как можно раньше узнать свой ВИЧ-статус и начать терапию. Мы смотрим фильм, где нам еще раз повторяют основные пути передачи вируса: половой, от матери к ребенку, путем прямого переливания крови.
Несколько групп исписали ватман с двух сторон: так много страшилок про ВИЧ они знают.
Перед уходом на всякий случай спрашиваю одну из воспитанниц реабцентра, все ли ей понятно. Может быть, остались вопросы? Прошу отвечать честно, за это обещаю анонимность. После небольшого разговора выясняется, что у девочки все же есть вопрос, который остался без ответа: «Что если я попрошу сделать анализ на ВИЧ своего парня, он обидится и бросит меня? Решит, что я ему не доверяю?» На всякий случай девочка считает важным пояснить, что пока парня у нее нет. Спрашиваю, почему она не задала этот вопрос на тренинге, ведь для этого было много удобных моментов. Девочка говорит: «Не знаю». Потом добавляет, что вообще-то всегда смущается подобных тем.
В самом реабцентре рассказывают, что «интимные» вопросы дети все же задают, но не воспитателям и не на открытых встречах, а психологу. При этом обсуждать темы отношений между мужчиной и женщиной со взрослыми готовы не все подростки. Такие ребята могут искать ответы у своих ровесников, которых считают «более опытными». Еще один источник — интернет. Доступ к Сети во всех детдомах ограничен специальными настройками, но многие старшеклассники находят способ выйти в Сеть и зайти на все те сайты, которые по запросу выдает поисковик «Яндекса».
В тренингах по борьбе со СПИДом, разработанных НКО «Семья детям», уже приняли участие около 60 воспитанников семи детских домов, школ-интернатов, реабилитационных центров Екатеринбурга, Каменска-Уральского и Режа. По словам Александры Мелях, хорошо владели информацией о ВИЧ-инфекции 25% подростков старше 16 лет. При этом почти никто не понимал, как применять свои знания на практике. Поэтому вопрос про справку, который постеснялась задать девочка во время тренинга, в этом смысле показателен. «Некоторые нас спрашивают: «Нам справку просить, что ли?» — и смеются», — рассказывает психолог. Впрочем, бывает и наоборот. Александра Мелях вспоминает, что в ее практике были случаи, когда молодые люди из детских домов по собственному желанию проходили вместе тестирование на ВИЧ.
Ну что это за мракобесие?!...