Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как «Тинькофф» после продажи превратился в банк-мем. Хроника эпичных факапов

5 июля 2022, 17:13
Как «Тинькофф» после продажи превратился в банк-мем. Хроника эпичных факапов
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
«Тинькофф» — негосударственный банк, поэтому ему удалось избежать санкций, за счет чего многие клиенты стали охотнее пользоваться его функциями. Но после продажи банка в мае что-то сломалось и он превратился в мем, над которым шутят пользователи в социальных сетях. Какие причины этому — в нашем материале.

За последние месяцы в России из-за санкций ввели массу ограничений и новшеств, меняющих работу банковской системы. Российские банки пытаются подстроиться под новую реальность, вводят новые комиссии, запреты и идут на всяческие ухищрения.

Первые звоночки в случае «Тинькофф» случились еще в начале марта, когда банк списал с клиентов миллионы рублей, обвинив их в обогащении на обмене валют. 27 февраля пользователи успели обменять рубли на доллары с помощью «промежуточной» конвертации в британский фунт, но банк не оставил это незамеченным. Компания оценила потери от неверно установленного валютного курса в 7 млн долларов.

После того как Олег Тиньков сделал знаменитое антивоенное заявление в Instagram* и тут же 11 мая распрощался с собственным детищем, продав свою долю предпринимателю Владимиру Потанину, с банком что-то случилось.

После середины мая «Тинькофф-Инвестиции» объявил о многократном повышении брокерских комиссий за сделки с валютами и фьючерсами. Комиссии за сделки с валютами выросли в 3–12 раз, а фиксированную комиссию в 10 рублей за операции с фьючерсами заменили комиссией в процентах.

«Тинькофф Банк» запретил переводы с комментариями, связанными с Украиной. Под запрет попали, например, слова: «Зеленский», «Украина» или «ВСУ».

23 мая «Тинькофф» начал автоматически оформлять рассрочки после просмотра сторис в их приложении. Об этом сначала заявили в компании, а потом опровергли свои же слова.

Фото: скриншот из Twitter

С 23 июня «Тинькофф» изменил условия обслуживания карточных счетов в валюте и ввел для физлиц комиссию 1% в месяц по счетам в долларах, фунтах стерлингов, евро и швейцарских франках при балансе до 10 тыс. условных единиц. Комиссия — ежемесячно.

Затем банк перестал открывать накопительные счета в валюте, такие счета можно открыть только в рублях. «Существующие накопительные счета в долларах и евро будут закрыты, хранящиеся на них средства — переведены на счета клиентов в этих же валютах», — заявил банк. Ранее пользователи жаловались, что не могут снять доллары в банкоматах.

После этого «Тинькофф» установил минимальную сумму для SWIFT-переводов — 20 тыс. долларов. «Мы вынуждены ввести временные ограничения из-за увеличения числа проверок со стороны западных партнеров и снижения объема обрабатываемых ими платежей клиентов российских банков», — пояснили в «Тинькофф».

Это решение обернулось курьезом. Например, если кто-то переведет вам по SWIFT сумму до 200 у. е. (в долларах, евро или фунтах), то «Тинькофф» заберет себе всю сумму в счет комиссии и вы не получите ни копейки. Так случилось со множеством клиентов.

Фото: скриншот из Twitter

Но и это не все — пользователи«Тинькофф» пожаловались на отмененные SWIFT-переводы, несмотря на то, что они были отправлены до введения ограничений. С комиссией вообще случается непонятно что. Например, был случай, когда банк брал двойной сбор — и за несостоявшийся SWIFT-перевод, и за его возврат.

Доллары, которые приходят на рублевую карту, автоматически конвертируются в рубли по курсу 48 рублей за доллар — в таком случае перевод считается «поступлением по SWIFT в рублях». Таким образом у одного из клиентов банка пропали все деньги, заработанные на YouTube.

Позднее Борис Трушин написал, что деньги ему все же вернули.

С 4 июля «Тинькофф Инвестиции» ввел комиссию за хранение валюты на брокерском счете — 1% в месяц. Суммы свыше 10 тысяч долларов, евро или британских фунтов будут облагаться по ставке 1% в месяц — как и за валютные счета. Самих ценных бумаг комиссии не касаются. «Это вынужденная мера, она обусловлена геополитическими рисками при работе с западными партнерами и нацелена на уменьшение валютной позиции», — пишет банк.

Примечательно, что SMM-специалист банка регулярно реагирует на жалобы и претензии пользователей в Twitter. Выглядит это примерно так:

Фото: скриншот из Twitter

А пользователи отвечают мемами.

Фото: скриншот из Twitter

Фото: скриншот из Twitter
Фото: скриншот из Twitter

*Входит в состав организации Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.