Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Тинькофф Банк» списал с клиентов миллионы рублей, обвинив их в обогащении на обмене валют

30 марта 2022, 15:50
«Тинькофф Банк» списал с клиентов миллионы рублей, обвинив их в обогащении на обмене валют
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.RU
Клиенты «Тинькофф Банка», которые в конце февраля успели обменять рубли на доллары с помощью «промежуточной» конвертации в британский фунт, начали сталкиваться со списыванием денег. У части из них оказались многомиллионные задолженности на картах.

«Пострадали» те клиенты, которые 27 февраля успели через банковское приложение конвертировать рубли в фунты, а фунты — в доллары. С помощью этой лазейки можно было купить доллар по 88 рублей — при прямой конвертации рублей в доллары через приложение доллар стоил 150 рублей, а биржевой курс в понедельник, 28 февраля, находился на отметке в 109 рублей.

По данным Forbes, у пятерых клиентов, которые подтвердили информацию скриншотами своих данных из личного кабинета, после списания банком минус на счетах составляет от 1 млн до 29 млн рублей. Банк дал 25 дней, чтобы погасить эту задолженность, и разослал в письмах объяснение, что клиенты «воспользовались уязвимостью» и совершали переводы между валютными счетами «для личного неправомерного обогащения».

Как считает адвокат Дмитрий Клеточкин, эту ситуацию между клиентами и банком может разрешить только суд. «Доказать, что в такой ситуации клиент действовал недобросовестно, при условии, что де-факто банк сам предоставил ему такую техническую возможность, будет крайне сложно. С другой стороны, если клиент несколько раз провел конвертацию рубли-валюта-рубли и так далее, то суд вполне может счесть такие действия злоупотреблением», — говорит Клеточкин.

Другой адвокат, Алексей Гавришев, сказал, что банк сейчас злоупотребляет своими полномочиями по отношению к клиентам, так как негативные последствия для «Тинькофф» наступили из-за технических проблем самого банка. В таком случае после успешного обоснования в суде клиенты могут подать встречные исковые заявления о возмещении причиненного морального ущерба.

Добавим, что карты клиентов «Тинькофф», которые «воспользовались уязвимостью», стали блокироваться с 11 марта.

«Регуляторы, как и «Тинькофф Банк», максимально стараются обеспечить финансовую стабильность банковской системы страны на фоне глобальных изменений. Для предотвращения ситуации и роста ущерба мы ограничили таким клиентам дистанционное банковское обслуживание в рамках пункта 4.5. УКБО. Ущерб, причиненный банку такими операциями, в силу статьи 1064 ГК РФ подлежит полному возмещению. В соответствии с УКБО сумма, подлежащая уплате и возврату клиентом, может быть списана с его счета п. 2.8. При недостаточности денег на счете для списания суммы клиенту предоставляем технический овердрафт, п. 5.5. С каждым клиентом решаем вопрос индивидуально. Мы готовы отстаивать позицию и защищать свои интересы, в том числе в правовом поле и в судебном порядке, если это понадобится», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе «Тинькофф Банка».