Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Выйти из тени. Почему 25 миллионов нянь, фотографов и уборщиц должны платить налоги

13 июля 2018, 09:00
Выйти из тени. Почему 25 миллионов нянь, фотографов и уборщиц должны платить налоги
Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru
Государство с переменным успехом ведет борьбу с теневым бизнесом россиян. Рано или поздно вся армия неучтенных работников должна будет выйти из тени. Почему это неизбежно и как стать легальным предпринимателем без особых проблем – в материале 66.RU.

2018 год станет последним легким годом для тех, кто работает и зарабатывает исключительно для себя, не делясь при этом с государством. Затяжной экономический кризис и сокращение количества дееспособного населения заставляют государство идти на непопулярные меры: повышение НДС, увеличение пенсионного возраста, сокращение поблажек самозанятому населению. И если первые два вопроса особенно громко обсуждались в медиапространстве, то проблема регистрации собственного бизнеса не имела столь масштабного охвата. Почему вывод из тени самозанятого населения — действительно важная тема и для чего нужно легализовать труд десятков тысяч репетиторов, нянь, спортивных инструкторов, кондитеров-любителей и др. — в материале 66.RU.

Кто такие «самозанятые»

Государство пока так и не определилось и не дало четкие критерии, кого считать самозанятыми гражданами и как отслеживать их доходы. Неофициально к этой категории относятся все, кто получает вознаграждение напрямую от заказчика. В отличие от наемного работника, с ним не заключается договор, а самозанятый человек не платит налоги и живет как бы вне системы.

Официально Налоговым кодексом установлены три вида услуг, оказываемых «самозанятыми» гражданами:

  • присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
  • репетиторство;
  • уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.

Теоретически, к таким самозанятым можно было бы отнести мастера по наращиванию ногтей, парикмахера, частного повара или фотографа-любителя. То есть никакой официальной законодательной базы, под которую можно подвести миллионы самозанятых, в России нет.

Учет самозанятых в России

Фото: Сергей Логинов для 66.RU

Главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников считает, что одна из ключевых компетенций «новых предпринимателей» — развитие цифровых навыков.

И да, по неофициальным данным в России несколько миллионов самозанятых людей, которые не стоят на учете в Федеральной налоговой службе и не платят налогов c получаемых за свою «невидимую» работу доходов.

С 1 июля 2017 г. ФНС России начала учет граждан, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд. Но из нескольких миллионов самозанятых (по оценкам разных служб и министерств РФ, от 12 до 25 и даже до 40 млн человек) к 1 июня 2018 г. (то есть спустя год) численность зарегистрировавшихся составила 1529 человек.

Льготы для самозанятых

В течение 2017–2018 гг. для самозанятых россиян действуют налоговые каникулы. Но для того чтобы реализовать право на них, нужно встать на учет в налоговой службе. Пока от налогов освобождены три категории самозанятых россиян: домработницы, сиделки и репетиторы. К концу года они должны определиться: прекратить свою деятельность, стать индивидуальным предпринимателем или уплачивать НДФЛ по ставке 13%.

Однако в январе 2018-го Министерство финансов предложило продлить еще на год налоговые каникулы для граждан, которые зарегистрируются самозанятыми. Так что, возможно, каникулы для самозанятых, которые пока не рвутся официально оформлять свою деятельность, продлят.

Почему самозанятым пора выйти из тени

Главная задача бизнеса — повышение собственной эффективности. Это очевидный факт. В этом же состоит и задача государства: его цель максимально эффективно распоряжаться ресурсами. Один из методов повышения эффективности — увеличение собираемости налогов, в том числе за счет вывода из тени целой армии самозанятых граждан. В этом должны быть заинтересованы и сами «нелегальные предприниматели», если считают себя таковыми.

По сути, сейчас самозанятые люди, которые стараются не просто заработать, но и развивать свой небольшой бизнес, наращивая базу клиентов и увеличивая прибыль, не являются предпринимателями в полном смысле слова. Они как будто стесняются быть настоящими бизнесменами. Поэтому одна из оптимизационных мер государства — сделать так, чтобы эти люди стали полноценными предпринимателями.

Быстрый способ превратиться из теневого предпринимателя в легального

Во время послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил, что власти должны помочь начинающим предпринимателям «сделать первый шаг, чтобы можно было открыть свое дело буквально одним кликом». Глава государства подчеркнул, что «предприимчивых граждан» нужно освободить от ведения отчетности и «сделать для них уплату налогов простой трансакцией, проходящей в автоматическом режиме».

26 июня глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявил, что ФНС разработала специальное мобильное приложение, которое поможет самозанятым не заниматься бумажной волокитой, а позволит ограничить все взаимоотношения с налоговой службой онлайн-режимом. Пока новую технологию собираются обкатать всего в четырех регионах — Москве, Московской и Калужской областях, а также Татарстане.

Это, по словам Мишустина, позволит «самозанятым легализоваться и платить налоги буквально в один-два клика в мобильном приложении». Также дополнительной мотивацией выхода из тени должна стать низкая ставка налога.

Главное, что необходимо для вывода самозанятых из тени, отмечает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников, это создание комфортных условий, скорость и перевод всех взаимодействий в электронный формат.

Такой сервис на Международной промышленной выставке «Иннопром» презентовал Сбербанк. Речь идет о сервисе «Онлайн-регистрация бизнеса и открытие расчетного счета». Чтобы зарегистрировать бизнес с помощью программы, нужно сначала подать заявку. Для этого необходимо сделать несколько простых шагов: предоставить персональные данные, подтвердить их корректность, выбрать вид деятельности и систему налогообложения, указать планируемые операции по расчетному счету для подбора максимально выгодного и удобного пакета услуг и оплатить госпошлину. Далее с помощью специального приложения и биометрического загранпаспорта необходимо будет подтвердить личность и получить электронную подпись для заверения документов.

Рассмотрение заявления клиента и принятие решения о регистрации бизнеса в Федеральной налоговой службе займет три дня. На всю процедуру, не считая периода ожидания решения налоговой и регистрации бизнеса, уйдет не более 30 минут.