Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Банки Урала-2011: отставки, назначения, слияния и поглощения

28 декабря 2011, 19:01
Кто заставил вздрогнуть Агентство по страхованию вкладов, зачем Уралу банк с Дальнего Востока, чьи банкоматы прославились громче всех и чем «Северная Казна» напоследок помогла ВТБ?

Портал 66.ru вспомнил самые значимые события уральского банковского рынка в 2011 году.

Год начался сразу с двух громких событий в областном финансовом секторе – банкротства «Уралфинпромбанка» и банка «Монетный дом», а также ухода Александра Парамонова с поста управляющего филиалом ВТБ в Екатеринбурге.

Конец «Уралфинпромбанка» и «Монетного дома» начался с ареста Матвея Урина.

Шумиха вокруг двух уральских банков, входивших в финансовую группу, подконтрольную опальному московскому бизнесмену Матвею Урину, в дальнейшем не стихала на протяжении нескольких месяцев. Представители Агентства по страхованию вкладов (АСВ) впоследствии заявили, что УФПБ и «Монетный дом» были звеньями цепи, по которой их собственники выводили активы из всех структур финансовой группы. Схему вывода в АСВ назвали «беспрецедентной». Проверка обоих банков показала, что в них практически не осталось собственных средств, а на их балансах отражались несуществующие ценные бумаги.

По обязательствам только одного «Монетного дома» перед вкладчиками АСВ пришлось выплатить свыше 5 млрд рублей, что стало на тот момент крупнейшим страховым случаем в истории агентства.

На данный момент в отношении банков продолжается процедура банкротства. Матвей Урин осенью был приговорен к 4,5 годам заключения за нападение на голландского подданного.

После ухода Александра Парамонова (на фото справа) ВТБ выбирал нового управляющего до осени.

Переход Александра Парамонова из филиала ВТБ, где он работал в должности управляющего с 2004 года, в «Россельхозбанк» во многом стал неожиданным для рынка. Региональные финансисты высказывали разные версии происходящего, в том числе упоминая и некие разногласия, возникшие у Александра Парамонова с командой управленцев уральского подразделения ВТБ, пришедшей из «Альфа-банка».

На протяжении практически целого года филиал ВТБ возглавляла исполняющая обязанности управляющего Татьяна Яценко. Только в сентябре вице-президент банка Чаба Зентаи представил нового управляющего — бывшего предправления «Северной Казны» Андрея Волчика. По словам вице-президента ВТБ, уральский банкир был выбран из 15 кандидатов на эту должность.

На место лопнвуших уральцев пришли москвичи.

Весной на уральский банковский рынок зашли сразу два московских банка: «Российский капитал» и «Стройкредит». Они временно заняли офисы находящихся в процедуре банкротства «Уралфинпромбанка» и «Монетного дома». Отметим, что в течение года деятельность обоих «новичков» рынка не привлекла к себе заметного внимания городской общественности.

Представители «Кольца Урала» и Кольцово опровергли информацию о поддельных векселях аэропорта на балансе банка.

В очередной скандал с ценными бумагами оказались втянуты банк «Кольцо Урала» и аэропорт Кольцово. В ряде региональных СМИ появились материалы, в которых говорилось о том, что на балансе кредитной структуры обнаружены фальшивые векселя аэропорта. Якобы эти векселя подделал бывший финансовый директор Кольцово Антон Федотов.

Представители банка и группы «Ренова», в которую входит Кольцово, официально опровергли данную информацию, пригрозив привлечением к ответственности ее источников. Они также заявили, что не имеют друг к другу никаких финансовых претензий.

Свердловский вице-премьер отказался участвовать в спасении подконтрольного ему банка.

Летом внимание к себе привлек челябинский «УИК-банк», который внезапно перестал принимать вклады у населения. Позднее выяснилось, что кредитная структура уже в течение нескольких месяцев не выполняет ряд нормативов Центробанка, к тому же ей необходимо было пополнить собственный капитал.

Судьба не самого заметного регионального банка, имеющего всего три отделения в Челябинской и Свердловской областях, вряд ли взволновала бы федеральные издания, если бы его крупнейшим акционером не значился свердловский вице-премьер Алексей Багаряков. Статус правительственного чиновника он получил как раз в тот момент, когда в банке вскрылись проблемы с капитапизацией, и наотрез отказался от участия в решении финансовых вопросов.

Впоследствии руководство банка все же нашло дополнительные 100 млн рублей, которые внес его новый акционер, уральский бизнесмен Леонид Базеров. Но это не спасло структуру от отзыва всех банковских лицензий. Участники намерены оспорить данное решение Центробанка в суде в начале января 2012 года.

На этом фоне открытие в Екатеринбурге офиса «Первобанка», одним из собственников которого является предправления «Новатэка» Леонид Михельсон, прошло практически незамеченным.

Агентству по страхованию вкладов удалось закончить санацию уральских банков в запланированные сроки.

Ключевыми событиями весны-лета 2011 года стало завершение «оздоровительных процедур» сразу в трех уральских банках, наиболее пострадавших от последствий финансового кризиса 2008 года. В результате «Северная Казна» полностью перестала существовать, растворившись в уральском филиале «Альфа-банка», «Губернский банк» получил статус филиала банка «Открытие», а «Банк24.ру» сохранил бренд и определенную самостоятельность, войдя в финансовую группу «Лайф».

Без первого зампреда банк остался ненадолго.

В августе стало известно, что Александр Кудрявцев покинул пост первого зампреда «СКБ-банка» и перешел в Трубную металлургическую компанию на позицию заместителя гендиректора по экономическим вопросам. Должность топ-менеджера в банке пустовала недолго — в сентябре ее заняла Екатерина Гольянова, чьим профессиональным коньком в кредитной структуре называют работу над развитием филиальной сети.

Вексель является одним из любимых инструментов уральских банкиров.

В октябре была пройдена очередная веха в тяжбе «Банка24.ру» с «Уралтрансбанком». Суд подтвердил правомерность претензий «Банка24.ру», представители которого требовали выплаты свыше 100 млн рублей по векселю, подписанному бывшим главой УТБ в Нижнем Тагиле Павлом Мухачевым.

Новым предправления «Нейвы» стал Игорь Кошмин.

Конец года все же не обошелся без неожиданностей. В ноябре Олег Антонов сложил с себя обязанности председателя правления банка «Нейва» и по соглашению с акционерами покинул кредитную структуру. В начале декабря новым председателем правления «Нейвы» был назначен бывший заместитель Олега Антонова Игорь Кошмин.

Скимминговые накладки, к счастью, являются экзотикой для Урала.

Затем ряд пользователей карт банка «Связной» сообщили о том, что с их счетов были списаны суммы в диапазоне от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Причем средства выдавались банкоматом «Связного», расположенным на одной из московских станций метро. В «Связном» Порталу 66.ru сообщили, что данные карт были получены злоумышленниками при помощи скимминговых накладок, установленных на один из банкоматов в Екатеринбурге.

Позже выяснилось, что жертвой мошенников пал банкомат «Транскредитбанка». Представители финансовой организации сообщили, что все карты, побывавшие в данном устройстве, заблокированы на период проведения расследования инцидента. Средства, списанные со счетов в результате незаконных транзакций, будут возвращены клиентам.

Процесс над главой регионального Пенсионного фонда длился два года.

Наконец накануне суд огласил приговор бывшему главе Пенсионного фонда Свердловской области Сергею Дубинкину — 10 лет заключения с лишением должности, правительственных наград и почетных званий.

Сергей Дубинкин был арестован осенью 2009 года, буквально на следующий день после назначения Александра Мишарина губернатором области. Ему было предъявлено обвинение в получении взяток от руководства банка «ВЕФК-Урал» за размещение на счетах кредитной структуры пенсионных средств. Сам банк впоследствии был ликвидирован, а его бывшая глава Ольга Чечушкова стала фигурантом «дела Дубинкина».