Противостояние между коллекторами и Роспотребнадзором все никак не утихает. Не вносит ясности в ситуацию даже опубликованный проект закона «О коллекторской деятельности». Страсти в конфликте только накаляются. Мы решили разобраться, как же на самом деле работают коллекторы и почему так много россиян идут за защитой к Геннадию Онищенко.
На кого жалуются в Роспотребнадзор?*
На кого жалуются | На что жалуются |
---|---|
«Ренессанс капитал» | Звонки родственникам, угрозы лишением материнских прав и тюремным заключением. Текст жалобы. |
«Секвойя кредит консолидейшн» | Отказ в реструктуризации долга, постоянные звонки. Текст жалобы. |
Коллекторское агентство «Спас» | Угрозы, отказ в объяснении, почему сумма долга выросла. Текст жалобы. |
«ДжиИ Мани Банк» | Вымогательство денежных средств и прямые угрозы, связанные с физической расправой. |
Коллекторское агентство «Пристав» | Звонки и СМС-сообщения с угрозами. |
*Информация цитируется с сайта Роспотребнадзора.
Крупные участники рынка коллекторских услуг говорят о том, что описанные Роспотребнадзором методы могут позволить себе лишь небольшие компании, которые не столь тщательно пекутся о своем имидже. Лидеры рынка угроз, утюгов и паяльников себе позволить не могут. А истории, когда коллекторы рассылали должникам письма с просьбами вернуть долг в конвертах с черепами, давно прошли.
Сегодня крупные коллекторские агентства работают по четкой схеме.
Первый этап — так называемый soft-collection, или обзвон должников. По оценкам участников рынка, на этом этапе возвращается до 30% просроченной задолженности. Второй — hard-collection — подразумевает личный выезд к должнику. Долги, по которым первые два метода не дали результатов, переходят на стадию legal-collection, а дело о взыскании долга попадает в суд.
Генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, приводит в пример арсенал эффективных, но законных способов взысканий. Так, коллекторы могут использовать «законный» шантаж, то есть предупредить должника, что информации о долге и уклонении от его уплаты может попасть к лицам, важным для бизнеса и иной деятельности этого человека. Как показывает практика некоторых российских и зарубежных коллекторских агентств, многие должники больше боятся распространения информации, чем принудительного взыскания или уголовного преследования.
На занятых бизнесменов действует также максимально адресное предупреждение. К примеру, когда сообщается не просто о запрете на выезд для должников, а о том, что в конкретном случае такая ситуация возникла с господином N, который имеет задолженность по налогам, подтвержденную решением суда. «В этом тяжело признаваться, но да, смысл таких действий ровно в том, чтобы люди испугались и заплатили, а также взвесили временные затраты на подачу иска о том, что их вовремя не уведомили», — заключает эксперт.
Некоторые из методов — весьма необычны.Так, бонусом за расплату с долгом может стать участие в лотерее с хорошим призовым фондом. Также предлагается продавать долги на электронной бирже. Это будет этакий аукцион, только цена за лот должна снижаться, а не повышаться. Для продвижения идеи можно использовать слоганы «Помоги другу — погаси за него долг», «Лучший подарок — спасение от долгов» и так далее. Такая система уже успешно действует в Италии.
Коллекторы четко выделяют несколько психологических типов должников.При этом самыми сложными считают корпоративные долги, задолженность по ЖКХ и мелкие долги физлиц.
Дмитрий Жданухин, генеральный директор Центра развития коллекторства:
— Есть несколько категорий сложных долгов: во-первых, корпоративные, потому что слишком хорошо бизнесмены могут защищаться. Девочка из колл-центра не дозвонится дальше секретаря, да ей и не о чем разговаривать с генеральным директором, потому что он скажет: «Я уже создал другую компанию. А та со всеми долгами отошла дяде Васе — алкоголику», и суду некуда приходить в этом случае.
Очень сложны также крупные долги по ЖКХ, свыше 100 тысяч рублей, потому что должниками оказываются зачастую асоциальные личности, алкоголики, у которых деньги никогда не появятся.
И, как ни странно, сложно взыскать мелкие долги, когда клиент считает, что ему некачественно оказали услугу, соответственно, и платить за нее он не собирается.
Тип должников | Описание |
---|---|
«Паникер» | Вновь и вновь занимает средства, чтобы расплатиться с накопившимися долгами; он неспособен правильно определять приоритеты и последовательность в сроках погашения задолженности, в результате чего еще больше запутывается. |
«Плакальщик» | Сначала отрицает сам факт наличия долга, а затем начинает плакаться, искать смягчающие обстоятельства, перекладывать вину на кредиторов, компании по сбору долгов. |
«Рационалист» | Признает наличие долгов, хорошо планирует размеры и сроки погашения просроченной задолженности, точно следует графикам погашения, легко и уверенно составляет схемы погашения долга. |
«Мошенник» | Сознательно идет на обман и не собирается отдавать долги добровольно. |
Инфографика: Евгений Рычков