В декабре случились две вещи. Во-первых, всякие ассоциации и экспертные советы наперебой начали называть «Автомобили года» по версии себя. С некоторых пор такие электоральные фрикции на российском авторынке не имеют никакого смысла, потому что напоминают карикатурные выборы из одного кандидата в гипотетической латиноамериканской диктатуре. Совершенно очевидно, что Iskra — «Автомобиль года», просто потому что ничего другого нам отечественная промышленность в уходящем 2025-м не принесла.
| |
|---|
Второе событие декабря: по интернету форсилось и в итоге разошлось на мемы интервью директора по продуктам АвтоВАЗа Олега Груненкова какому-то известному блогеру. Очень скоро мем-поток начал напоминать целенаправленную травлю. Весьма гнусную и несправедливую. Настолько, что через общих знакомых передал Олегу Евгеничу свои пламенные лучи поддержки.
И снова повторю: Олег Евгенич, круглым дураком в том интервью выглядели вовсе не вы.
| |
|---|
| Олег Евгенич дает интервью блогеру (другому. И давно). |
Интервью, значит, строилось по такой схеме: известный блогер задает максимально некомпетентный, глупый, но очень претенциозный вопрос, порой очевидно провоцируя скандал или грубость в свой адрес. А Олег Евгенич, едва скрывая раздражение, на него на полном серьезе отвечает.
— А почему вот я на педаль давлю, а машина не едет?
[потому что, дубинушка, вариаторы так и работают — прим.КЗ]
— А почему просто не взять и не сделать «пятерку» БНВ?
[потому что, родной, ВАЗу образца «до 2022» оставалось еще лет 15–20 поступательной работы до этого — прим.КЗ]
В народ же улетела фраза Груненкова «Можно. А зачем?»
Народ гогочет.
| |
|---|
А меня волны памяти уносят на 9 лет назад, когда у нас с Груненковым в кулуарах премьерного теста Xray состоялся примерно следующий диалог:
— Кирилл, а почему вот сейчас пресса нас хвалит, а раньше ругала и смеялась?
— Олег Евгенич, а почему вы раньше делали какое-то барахло, а теперь — машины?
Груненков протянул что-то вроде «И правда…» — и задумчиво посмотрел куда-то на тот берег Черного моря. На том берегу Черного моря в направлении его взгляда — Варна. Там родился Киркоров. От Варны пара часов до Румынии по стремной двухполосной дороге. В Румынии родился «Логан», который должен был стать нашей «Искрой». И в итоге стал, но не как задумывал (уже тогда) Груненков. Бог, узнав о его планах, издевательски посмеялся, и история сделала полный оборот: ВАЗ снова производит мемы, а на премьерный тест-драйв «Искры» меня не позвали.
Что ж. Держите.
Чтобы разобраться в генезисе «Искры», придется немножко углубиться в историю — не до похода Святослава на Изяслава, конечно, но хотя бы на полминуточки. В конце «нулевых» ВАЗ стал частью огромной империи Renault-Nissan. На форумах (были, дети, такие форумы) стоял вой до небес о клятых варягах и неминуемом закате Великой Русской Инженерной Школы (подарившей миру «Оку» и «Оду»). Этого не случилось: Renault не заместили собой на конвейере все посконное. Наоборот, стали учить инженеров и менеджеров: как от сборки барахла перейти к производству автомобилей.
Сначала ВАЗу продали платформу первого «Логана» — для опытов работы с глобальными платформами и цепочками компонентов. Получился «Ларгус», который был полной копией «Логана» 1 поколения, но важной копией: так набивается рука.
Затем дали еще больше свободы волжским инженерам: разрешили попробовать создать автомобиль со своим дизайном, но — на готовой компонентной базе. Так из Sandero получился Xray — уже не слепая копия, а оригинальная вариация.
Дальше французы с румынами позволили российским инженерам модифицировать платформу под потребности конкретного рынка — глубоко в нее влезть. Так получился Xray Cross, который вышел лучше румынского исходника. Потому что румынский исходник основательно допилили, а в этом деле русские люди впереди планеты всей.
Всего за 7 лет ВАЗ прошел путь от копирования до создания максимально оригинальных — и при том достойных — продуктов на глобальной компонентной основе. Еще 15–20 лет такими темпами — была бы «пятерка» БНВ, еще 50 лет — и появилась бы великая русская инженерная школа. Вместо этого в 2022-м все закончилось с бегством французов — как за 210 лет до, но с нюансом: тогда французы, отступая, унесли с собой лишь менингит, обморожения и триппер, а сейчас — технологии, мозги и светлое будущее ВАЗа.
| |
|---|
У ВАЗа на руках осталась почти готовая к производству «Искра» на базе Logan III поколения. Еще два года снабженцы титанически искали, чем и как импортозаместить выбитую из-под ног компонентную базу и в итоге нашли, Iskra встала на конвейер в двух типах кузова, с двумя моторами и тремя коробками на выбор. А я до последнего тянул и не ехал смотреть, что там получилось — как в случае с «Вестой»: многих причастных к созданию Iskra знаю лично, врать не умею, а говорить неприятное в лицо — не хочу.
А придется.
| |
|---|
Но сначала с хорошего: клиентский сервис. Дилерские тест-драйвы короткие, поэтому пришлось объехать нескольких и пощупать 4 «Искры». Везде чисто, нарядно, персонал везде моложе меня, и все улыбаются. Сервис ненавязчивый, что для продавцов, наверное, даже плохо. Вопросов самый минимум, в душу не лезут:
— Кем работаете?
— У меня темка по крипте.
— На чем сейчас ездите?
— На трамвае.
— Фирменный кредит для покупки рассматриваете?
— Нет, я кешем занесу.
Не, все-таки врать я умею, и притом виртуозно. Даже номер везде записал левый.
На тесте у всех дилеров, где я был, версии с механикой. Зато сразу с новой — китайская шестиступка. Помимо того, что я везде наврал, еще и везде опозорился: на механике-то ездить разучился, оказывается! Даже не помню, когда последний раз в моей жизни был такой опыт. Кажется, в XXI веке их ставят только на комбайны, и даже на комбайны — и те не ставят, а тут вот механика.
| |
|---|
Но ладно хотя бы не воет — вой собственных трансмиссий в Тольятти так и не победили, а тут привозная — хорошая коробка, качественная, потому что китайская. Ходы рычага только размашистые. И четкость включения — какая-то… нечеткая. Я навеки испорчен германскими коробками, у которых рычаг всегда ходил, как по рельсам. Тут же — словно мешаю кусочки клубники ложкой во фруктовом смузи.
Зато едет бодро. Атмосферный бензиновый мотор в XXI веке — это уже стыдновато немножко. Но вся конструкция легкая, передаточные числа в коробке подобраны грамотно, мотор бодро крутится — в городском диапазоне между 0 и 80 км/ч передвигаться на «Искре» комфортно. Тормозит тоже уверенно, хотя зимой тут 2/3 заслуги лежит на резине, а на резине дилеры, кажется, не экономят: на двух машинах увидел породистый Ikon Tyres — это бывший «Нокиан», который теперь как бы не «Нокиан», но рисунок и состав смеси от «Нокиан».
| |
|---|
Подвеска плотная — перед лежачими полицейскими (назло следующему владельцу) можно особо не тормозить. Про рулежку предметно ничего не скажу: надо на серпантин и посуху, а из опций — только ЕКАД и дрист со снегом.
В салоне тихо — по меркам бюджетной машины Iskra шумоизолирована достойно. Но вот дальше буду ругать. Возможно, не по адресу — некоторые компоновочные соображения достались ВАЗу по наследству от румынской Dacia. Но ведь можно же было допилить, да? Например, подстаканники — вечная вазовская беда. Их тут два, они мелкие, неглубокие и задвинуты сильно назад — куда-то в сторону заднего дивана. Руку каждый раз придется неестественно выгибать.
| |
|---|
Ну, сколько можно. Тот же я тому же Груненкову на бесчисленных тестах «Весты» говорил, что люди пьют напитки, в мире существуют термокружки — вот смотрите, вы же мне одну такую с логотипом подарили, но фирменная кружка Lada не влазит в подстаканник в «Ладе». Год прошел, число сменилось — ничего не изменилось. Водители и пассажиры «Искры» заранее бросают пить — вообще всё.
Сзади тесно. Не так, как в «Гранте», но долго я так не выдержу. И дело даже не в малом запасе воздуха физически — есть какой-то просчет в наполнителе дивана: спинка давит и выталкивает. Ну, и втроем — сомнительно. Только если все трое безобразно пьяны, а дома ждет и волнуется мама — тут точно никуда не деться, придется ехать так.
| |
|---|
На спичках сэкономили: например, только 2 из 4 стеклоподъемников имеют автоматический режим. Шут бы и с ним, не самая важная опция. Но у «Соляриса» в 2011 автоматические стекла были в базе за 379 тысяч рублей. А эта штука стоит примерно на 1 221 000 рублей дороже, и в ней через 14 лет технологического прогресса — нет. Зато есть медиасистема с «Яндексом». И тоже с фигой в кармане: в статике монитор выглядит внушительно, но стоит включить, как увидишь: внушительно оно выглядит за счет толстых рамок вокруг, а сам экранчик — немногим больше иных смартфонов.
Еще есть багажник, но о багажнике я готов рассуждать только в формате универсала, седаны же придумал шайтан. По иронии судьбы, у седана Iskra багажник 500 литров, а у универсала — только 480. Но это очень и очень достойный показатель для В-класса. Vesta формально на класс выше, а там всего на 20 литров больше.
| |
|---|
И что на выходе. На выходе бодрый для повседневной езды автомобильчик с «Яндексом» и неплохими тормозами, тесным салоном и рыхловатой китайской коробкой. Достойный бюджетник с двумя оговорками:
За 1 600 000 и в 2025 — сорян, я пас. Ценителей переубеждать не буду.
Впрочем, оно все так стоит — исходный Logan III в Европе к моменту выхода «Искры» уже успел пережить рестайлинг, на родине — в Румынии — за него в эту минуту просят от 14 950 до 16 950 евро. Это 1 387 509 — 1 573 129 рублей. Iskra со всеми муками импортозамещения — 1 249 000 — 1 669 000 рублей. И на этом месте мы плавно возвращаемся к мем-травле Груненкова — и моему любимому понятию «контекст».
Олега Евгенича знаю давно — это очень умный, опытный специалист, примерный семьянин и душа компании. Если встанет выбор, с кем сесть за стол — с тем известным блогером или Олегом Евгеничем — долго думать не буду. И прямо сейчас это последний человек, который заслуживает насмешек и грязи в свой адрес за творящееся в автопроме.
| |
|---|
На своем участке Груненков и команда работают достойно: от той же «Искры» я ждал большей сырости, а она оказалась гораздо ближе к добротному бюджетному автомобилю. Просто Груненков и команда не сами по себе, а вот в таком вот социально-экономико-политико-историческом контексте с миллиардом вводных, все из которых — переменные, и нет констант. И в этом контексте Груненков и команда из букв «О», «Н», «В», «О», «Г» пытаются сложить слово «АВТОМОБИЛЬ».
Только вот буквы не те. Да и тех не хватает.
| |
|---|
| + | плотная подвеска, бодрый мотор, достойная шумка |
| - | рыхлая механика, тесный диван, экономия на спичках |
| Lada Iskra | паспортные данные |
|---|---|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|