Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Я ел шаурму и случайно придумал национальную идею России. Слушайте

30 августа 2022, 17:18
подкаст
Я ел шаурму и случайно придумал национальную идею России. Слушайте
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Футуролог Кирилл Зайцев придумал национальную идею для России будущего, которая укладывается в одно слово — «Допилить». В своей колонке он подробно рассказывает, в чем состоит суть этой концепции. А в свежем выпуске подкаста «Дима, чо происходит?» разбираем, так ли она хороша и оригинальна и что нам придется еще «допиливать».

В новом выпуске Кирилл вместе с главным редактором 66.RU Дмитрием Шлыковым, редактором спецпроектов Артемом Очеретиным и журналистом Владой Ямщиковой разбирают, так ли оригинальна эта идея, что нам предстоит допилить (например, что делать с рэпом и автопромом), как на это влияет импортозамещение и почему концепция будет актуальна для России будущего, а не настоящего.

Послушать эпизод можно на «Яндекс.Музыке»

или на любой другой площадке:

А если вы хотите просто ознакомиться с концепцией и привыкли к более традиционному (письменному) формату, прочитайте колонку Кирилла Зайцева ниже. В ней он объясняет, как пришел к этой мысли, и приводит свои доказательства в пользу того, что теория работает.

Я ел шаурму и случайно придумал национальную идею России. Слушайте
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

— Я уважаю шаурму. Это гениальное изобретение безвестного мудреца с берегов Средиземного моря. Завернутый в простую и удобную упаковку полноценный обед: овощи, мясо, специи, хлеб. Весь рацион человека прямоходящего, необходимый запас калорий для эффективной жизнедеятельности — и в удобной форме.

Феноменально.

И вот я как никогда близко к истокам шаурмы — турецкий Эдирне / греческий Адрианополис / болгарский Одрин. Нетерпеливо заказываю аутентичный восточный дёнер. Ведь где, как не здесь, его приготовят лучше всех?..

Жадно кусаю верхушку.

Так. Стоп. Какой-то…

Вгрызаюсь дальше — эффект тот же.

Доедаю до конца. Негодую. Перехожу на греческий, в сердцах восклицая: «MALAKA!»

Грешу на шаурмье: неумелый попался, сделал плохо. Иду через дорогу за другим дёнером — с тем же эффектом: «Malaka!» (самое вкусное в том обеде была недиетическая «Кока-Кола»).

Вспоминаю другой гурме-опыт на Востоке: 2017-й, июнь, Дубай. Местная шаварма (прямо у подножья Паруса) тоже была бледным подобием той, что я обычно ем на Ботанике.

… Тут волны памяти уносят меня с побережья Персидского залива во тьму веков. Конкретно — век этак в VI нашей эры, когда появляются первые более-менее достоверные свидетельства о разрозненных славянских племенах.

Еще раз: VI век нашей эры. Разрозненные славянские племена. То есть по всему Западу и Востоку успела родиться (и умереть) не одна Империя, египетские пирамиды уже — загадочная древность. Уже есть медицина и астрономия, алгебра и «Одиссея» Гомера, а славяне еще только заселяют континент.

Если глубоко думать эту мысль, она покажется унизительной. Условных «нас» еще не было, а все в этом мире — уже было. Платон — уже античный классик. Славяне — еще не имеют государственности.

От этой мысли прихожу к другой: между условными «нами» и условным Востоком и Западом — реально есть изначальная цивилизационная пропасть, которую условные «мы» (древляне/поляне → Русь Киевская → Русь не Киевская → Российская империя → Российская СФСР → РФ) все время героически преодолеваем.

И каждый раз — под соусом «изобрести велосипед». А ведь не надо изобретать. Надо принять как данность цивилизационный разрыв, принять, что все придумано до нас, потом это придуманное взять и…

… допилить.

Вот хотя бы дёнер. В чем отличие между дерьмовым дёнером на его родине — и пищей Богов на Ботанике? Курица. Овощи. Мясо. Лаваш. Канонический рецепт, который вумные российские люди взяли и допилили. Побольше соусов. Разных. Микс специй. И вот пресный адрианопольский дёнер превращается в божественную «ботаническую» шаурму!

Российский человек может допилить. И всю свою историю допиливает за другими — теми, кто за поколения до этого все придумал.

Чем больше размышляю на эту тему, тем больше нахожу примеров.

Банки.

Банковская система зародилась за тысячи лет до нас с вами. Банки были в античности, банковские отношения были у Шекспира в «Венецианском купце» (1596 год, XVI век). Но только в новейшее время смышленые российские айтишники допилили банковскую систему до ее идеальной формы.

В Европе, чтобы открыть счет и карту, мне надо ножками идти в отделение, на ногах стоять очередь, писать бумажки (бумажки!) от руки, а потом еще ждать 10 рабочих дней, чтобы снова ножками прийти в отделение и забрать карту.

В России я с дивана делаю пару кликов в мобильном приложении — и карточку на другой день мне везет (бесплатно) улыбчивый курьер.

Банки придумала российская смекалка? Никак нет. Но российская смекалка их до пи ли ла.

Или вот бюрократия. Документооборот.

Их явно не славяне VI века придумали. Это все прекрасно процветало в Восточной ли, в Западной ли Римской империи, где писцы стилусами выводили по глиняным табличкам. Бюрократия пережила все войны и катаклизмы и бодрячком дошла до наших дней. Бюрократия и документооборот придуманы не нами, но ловкий российский айтишник взял и сделал ее удобной. Он ее допилил, и у нас на кончиках пальцев есть «Госуслуги» или, там, nalog.ru, и теперь уже это — цивилизационная пропасть с Западом (и в меньшей степени — Востоком).

Не устану вспоминать, как в 2008-м получал первые права (6 часов в душном отделении с толкучкой и запахом подгузника чьего-то грудничка) и как менял их в 2018-м (15 минут по предварительной записи через «Госуслуги»). Все потому, что российский мужик не придумал бюрократию и документооборот, но смог их допилить.

Или вот пример из моей сферы. Есть неплохой, в общем-то, автомобиль Renault Sandero, придуманный в Румынии интернациональной командой. Опять не тут! Что происходит дальше: дальше платформа Sandero попадает рукастым российским мужикам в Тольятти, и они ее допиливают. Новые L-образные рычаги, там, другие калибровки — и на выходе Lada Xray Cross отличается от донорского Sandero, как шаурма с Ботаники от дёнера из Эдирне.

Да, в Тольятти за полвека не придумали ровным счетом ничего интересного и (глобально) важного, кроме «Нивы» и «Весты». Но они смогли допилить придуманное другими. Оригинальный FIAT 124, кстати, тоже: итальянский предок на советских дорогах рассыпался, допиленная «копейка» — ездит до сих пор.

А сейчас будет нескромно, но это тоже изрядный пример. Журналистику не мы (с Богданом, Димой и Артемом) придумали. Журналистика была сильно до нас (66.RU). Но вы же догадались, что мы сделали?..

Под началом ИТ-стартаперов взяли всю эту вот журфаковскую духоту про «Профессиональная этика журналиста» и «Система жанров и стилей периодической печати». Увели с бумаги в web 2.0. Люди, отличающие PHP от С#, прикрутили к этому разные классные штуки, чтоб было интерактивно, а другие рукастые люди нарисовали нарядную графику.

Получилось что-то совсем другое — яркое, интересное, клевое и уже не на бумаге. Мы придумали журналистику и форму медиа? Нет. Онлайн-СМИ уже были в зачаточной форме. Но мы сообща эту идею допилили. Да так, что на сайты европейских коллег я посматриваю слегка высокомерно: мол, «ну, это наш технический уровень 2011-го, не позже». И это касается российских СМИ в принципе: любой региональный портал технически круче любого Die Welt или Le Monde, которые недалеко ушли от газеты «Паризьен», пусть и живут в интернете.

Интернет, доставку, маркетплейсы, «Рено Логан», балет, финансовую систему и документооборот придумали не в России. Но только в России это все нередко приобретало какой-то законченный облик. И тут я зафиксирую эту мысль последний раз:

  • национальной российской идеей и образом Будущего должна стать мысль «Допилить!».

Это то, что у рукастого и смекалистого российского левши получается лучше всего.

У кого там какие выборы на носу — берите на заметку.