Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города

репортаж
Сегодня, 11:09
Фото: 66.RU
Нечастая рубрика «автообозреватель Кирилл Зайцев гуляет по автосалонам». Потому что там не очень весело и не до конца фантастически.

Когда мне требуется что-то духоподъемное, я читаю официальный канал «Лады» в телеграме. В одном из недавних постов, например, слово «Победа» и однокоренные встретились трижды в первых же трех абзацах. А в другом посте с первого же абзаца пошли с козырей, сравнив себя с Великим Человеком или Потрясающей Картиной.

Что ж, идем потрясаться и побеждать к дилерам Lada.Там со старта красивое — аж в глазах рябит от пестроты и палитры. Склады и стоянки забиты сплошь белыми машинами.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: 66.RU

Величие

И это очень хорошо: хочется белую — берешь белую. И даже если не хочется — берешь белую. Что, не нравится белый цвет? Не вопрос! Берите белую. А если нравится белый, то бери белый, никому не жалко, этой краски у производителя, по ходу, запасено с советских времен и до второго пришествия.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: 66.RU

Победа

Где-то в сторонке затесалась пара экземпляров нежно-серого и волнующе-черного цветов. Ну, чисто радуга! Просто радуга та — À La Russe.

Вдруг — ба! — на бесконечно белом фоне появляются пятна диковинных оттенков. Это же кроссовер нового российского бренда XCITE в синем колере. И тут не могу не отметить мастерство упрятывания концов в воду. Оно же, смотрите, как.

Есть подсанкционный АВТОВАЗ. И есть китайский гигант Chery, который под вторичные санкции не хочет и с токсиками не работает. Так появилось никак не связанное ни с кем ООО «Автозавод Санкт-Петербург», он же бывший Nissan, 2 года назад отданный под управление АВТОВАЗу. Еще есть бренд XCITE, который, конечно, не связан ни с Chery, ни с АВТОВАЗом. И создавался он с прицелом на работу с бывшим заводом Nissan, который ни с кем ничем де-юре не связан. Дальше все совпадения случайны: на «Автозаводе Санкт-Петербург» шильдики XCITE приклеивают к почти собранным машинокомплектам, которые до степени смешения похожи на Chery Tiggo 7. Следом совершенно случайно кроссоверы Chery Tiggo 7 XCITE X-Cross 7 едут продаваться… в одну сбытовую сеть с LADA.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: 66.RU

Маскируйся, как ассасин. Работай во Тьме, чтобы служить Свету. Ничто не истинно. Все дозволено.

Забегая вперед: сбытовая сеть LADA — единственное место, где я застал хоть какой-никакой контингент. Обычно это мужчины средних лет в куртках цвета хаки — наверное, охотники. В других ДЦ, где я побывал (правда, в будни) «леса рук» не наблюдается. Моя персона вызывала искренний интерес — видимо, потому что живых людей там не видели давно.

А что случилось? А случилась ключевая ставка и утильсбор.

И что дальше. А дальше — белая «Лада» на ручке (правда, в спортобвесе) за 2 397 700 ₽. Недешево, конечно, но всегда можно взять кредит — всего под 21,9% годовых. Ежемесячный платеж (примерный, расчетный) составит 53 219 ₽. Последняя средняя озвученная зарплата в городе — 67 700 после вычета налогов. То есть среднестатистическому горожанину надо каждый месяц отдавать до 78,59% своего дохода, чтобы ездить на новенькой «Ладе» на ручке, еще и белой! Ну не победа ли?! Впрочем, если мать получает пенсию и есть 5 соток, то выжить можно будет и с такими платежами.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: 66.RU

Впрочем, красиво. Хоть и не на свои без малого 2,4 млн. Ниже объясню, как взять что-то приятнее и лучше в те же деньги.

Чуть менее выгодно будет ездить на 5 соток на старушке-«Ниве»: 1 119 000 ₽ в хорошей комплектации, но кредит под нее дают уже под 25,5% с платежом (примерным и предварительным) 30 650 ₽. От среднестатистической получки это 45,26%. Выглядит заманчиво: на жизнь (масло, сметану, яйца) останется почти половина зарплаты!! Тоже своего рода победа.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: 66.RU

Дошли руки потрогать и импортозамещенный Largus. Весной, на старте производства, президент ВАЗа Соколов оптимистично докладывал, что ему придали полный технологический суверенитет, избавившись от всего ненужного и вражьего.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: архив 66.RU

Не знаю, как им это удалось, но после очередной победы и полного замещения Largus внутри стал выглядеть беднее, юродивее, убожее (ведь есть такое слово? теперь есть). А выглядеть хуже оригинала 2005 года (Logan I) — это надо очень, очень постараться.

Не сразу сообразил, в чем может быть дело. Потом детально сравнил фото салона с 2012-м ↑ — дизайнеры в этот раз не играли с цветами — и проиграли. На старте российского производства в 2012-м интерьер «Ларгуса» был контрастнее, с (пусть дешевыми, но) веселыми серебристыми вставками под «алюминь», с веселой серебристой накладкой на рычаг КПП. А теперь он весь тупо черный, мрачный, еще и с дыркой без заглушек на месте медиасистемы. У другого дилера в нее оказалась воткнута магнитола 1DIN со съемной панелькой — года с 2007-го такого не видел.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: 66.RU

У дилеров HAVAL уже тревожнее: народу нет совсем. Зато с порога — позитивные новости: «К любому авто мы даем в подарок зимнюю резину, защитную сеточку в решетку радиатора и антикор!» Но нам тут недавно подборщик Денис Путков показывал, чего стоит дилерский антикор. Так что спасибо. Тем не менее, иду к квадратному H3 — почти как HUMMER, только Haval. И дороже того HUMMER'а: в 2004-м за машины калининградской сборки просили $50 000, или 1 387 000 ₽. За нежно-голубой H3 от HAVAL 20 лет спустя — 3 200 000 ₽, или $30 831. Но что уж теперь тот мертвый HUMMER вспоминать.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: фирмы-производителя

«Сделано в Калининграде» © Звучит как фантастика, конечно, но в 2004 году. в России. производили. машину. американской. госкомпании. General. Motors. Как тебе такое, Кир Булычев? Что ты скажешь на это, Гарри Гаррисон?

Процесс общения с менеджером сводится к мантре «Ставка сегодня высокая, завтра еще выше, послезавтра — вообще кошмар, какая высокая, а цены сегодня высокие, но завтра — ужас просто, надо успевать брать вот прямо сейчас, и вам повезло, потому что ваш менеджер — Я, и Я сделаю вам лучшие условия! Кстати, где ваша машина, давайте ее сразу оценим в трейд-ин!».

У менеджера фамилия на «-рян», неизбежные в этом случае золотые часы и золотой браслет на запястье. И мне нравится этот парень! У него есть Стиль! А HAVAL H3 — не очень: у него Стиля нет. Я хочу настоящего немецкого качества, засим откланиваюсь и еду к дилеру Jetta.

Мне вслед смотрит полный склад новых «Хавейлов» — сотни их. На ходу сорока приносит, что у другого дилера в склад товарных машин закопан 1,1 млрд ₽. Куда они их денут, когда «Ставка сегодня высокая, завтра еще выше, послезавтра — вообще кошмар, какая высокая, а цены сегодня высокие, но завтра — ужас просто»? Спаси и сохрани.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: 66.RU

Jetta, напомню, — это такая китайская дочка Volkswagen, только для бедных. Пожалуй, единственный бренд на сложившемся рынке, о котором я готов думать всерьез. VS7, например, — это упрощенный «Тигуан» со всеми достоинствами «Тигуана» (мотор 1,4 TSI), только отделан победнее «Тигуана» (потому что бренд — для бедноты). В шоуруме меня встречает одинокий экземпляр. И не новый, а 2023-го. Еще и с пробегом — из тестового парка. Других тестовых машин на парковке я не вижу — снова тревожно: ранее в другом ДЦ марки мне сказали, что от брендов Jetta и FAW (материнская компания) будут отказываться, потому что экономически они не очень.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: фирмы-производителя

«Джетты», кстати, успели пережить рестайлинг. Но ни у одного дилера я не нашел рестайлинговых машин — все пытаются распродать остатки 2023-го. Отсюда еще тревожнее за будущее бренда: как бы они не вышли, едва успев зайти. И тогда — только везти настоящий «Тигуан» из Китая, и уже не по 2,7 млн, а за 4–5.

В салоне JAECOO мужчина (второй, кроме я, встреченный за целый день!) приценивается к J8. Правда, я не сразу понял, что это J8, а не J7. Еще больше времени ушло на осознание того, что это JAECOO, а не JETOUR. В салоне JETOUR меня ждало откровение: аномально дешевый для нашего времени немаленький кроссовер Dashing за… 2,4 млн ₽. Загадка вскрылась почти сразу: это базовая база на «ручке». Очень странно: обычно такие версии существуют только на бумаге, чтобы можно было писать «От…» в рекламе. А тут — прямо базовый Dashing, и прямо на механике. И всего 2,4 млн ₽. Неподалеку примерно в те же деньги стоит белая «Лада» на ручке, но Dashing с 1,5-литровым турбо, просторным салоном, кожзамом и большим багажником — это просто другой мир. Какая «Лада» вообще.

Что и почем продают автодилеры в эпоху рекордной ставки ЦБ: репортаж из опустевших салонов города
Фото: 66.RU

Хотя салон у белой «Лады» за почти 2,4 млн — тоже прямо Да!

На выходе из салона JETOUR меня догоняет сообщение от жены. Дело в том, что пару часов назад я попросил ее оценить выписки с наших банковских счетов и прикинуть: насколько мы успешны и буржуазны и можем ли позволить себе белую «Ладу» на «ручке» с кредитом 53 219 ₽/мес.?

Ответом мне был самый пронзительный рассказ из одного слова (и трех букв), которым Хемингуэй заставил плакать всю маршрутку.

Кирилл Зайцев