По большому счету, купить что угодно в России по-прежнему не проблема — были бы деньги, деньги и еще раз деньги. Как мы неоднократно видели, никакие чудовищные санкции не перекрыли поток новых и бэушных автомобилей, лишь сильно его проредили. Но технически по-прежнему есть возможность окольными путями и через друга привезти хоть «Тойоту Ленд Крузер триста», хоть уважаемую Audi, хоть родную Skoda. Да, с кучей головной боли по ходу привоза и колхоза на выходе (вроде русификации медиасистемы), но никаких преград нет.
Давайте посмотрим менее экстремальные варианты. Когда можно купить машину без подборщиков в ОАЭ и посредников в Казахстане. А просто вот прийти и купить. С русификацией медиасистемы, а то и полноценной гарантийной поддержкой.
Citroen C5 AirCross
- бензин, 1.6 л, 175 л. с., АТ
- передний привод
- от 4,062 млн
К этой минуте — мой персональный фаворит и лауреат премии «Песня года». За полгода до его (года) окончания. Чудесный гость из прекрасного далека, которого тут не должно быть. А его не просто везут, но даже собирают — под Калугой. Как будто на дворе старые-добрые времена и куча заводов забита выпуском автомобилей приличных марок.
У C5 AirCross даже в таком изводе (это версия для рынка КНР) есть три абсолютные киллер-фичи. Первое — салон. Ни в былые годы, ни в наступившие такого качественного интерьера нет вообще ни у кого за такие деньги. «Такого» — во всех смыслах. Он прекрасно собран, с порога видно, что над ними действительно трудились дизайнеры. Причем у этих дизайнеров — степень Доктора дизайна в какой-нибудь Болонье. Дизайнерам помогали отличники Дижонского текстильного института, поэтому дизайн тут дополнен дорогими и нарядными материалами.
В машину с таким интерьером очень стыдно заходить с грязными ногами (мыслями и ртом), на российском рынке сейчас только C5 AirCross имеет хоть малейшее право именоваться «премиумом» (а все исконно китайское даже за 6–10 миллионов — не имеет).
Вторая киллер-фича — плавность хода за счет хитрых амортизаторов с гидроэлементами. Третья — породистая европейская управляемость. Ну, и по мелочи: вылеченный от всех детских недугов PSA-BMW’шный мотор, 8-ступенчатый автомат Aisin, 516-литровый багажник, просторный задний диван. Нейросеть рисует такую машину по промпту «Совершенная красненькая европейская машина для дяденек и тетенек средних лет, которые себя очень любят, и которым как хорошо — надо, а как не хорошо — не надо».
Solaris HC
- бензин, 1.6 л, 123 л. с., МТ/АТ
- передний привод
- от 2,49 млн
Вам не показалось, это старая и очень добрая «Крета», с которой полное шапито.
После отхода южнокорейской Hyundai-KIA на рубежи полного молчания на заводе в Петербурге осталось комплектов деталей на 70 000 штук продукции. Почти два года никто не знал, что с ними делать. Потом решили: по-тихому сделать кое-что. Hyundai с KIA, конечно, в процессе как бы не фигурируют — для машин придуман старый-новый бренд Solaris, шильдики которого счастливым покупателям выдают вместе с машиной. Мол, надо будет — сами приклеите на двусторонний скотч. Хотя не все дилеры такие дотошные, кто-то выпускает в продажу по-прежнему с шильдиками Hyundai-KIA.
Но шапито даже не в этом. У машин нет сформированного и конкретного прайс-листа. Все ценообразование происходит в прямом эфире в голове менеджера по продажам по ходу диалога. Официальный сайт «бренда» (заработавший через пару месяцев после старта продаж) обещает «от 2 499 000 ₽», но это даже не полуправда: агрегаторы не видят машин дешевле 2,69—3,0 млн ₽. И это вы еще только смотрите объявления и не доехали в салон. В салоне даже «3,0» легко может уйти в далекие «3+».
И, знаете… Надо соглашаться даже на таких кабальных условиях. «Крета», как ее ни назови, — это сын маминой подруги, компактный бюджетный кроссовер мечты. Он аналоговый, но с приятными цифровыми наворотами вроде виртуальной приборки. Он простой до примитива, за счет чего прослужит долго, а с годами будет весьма номинально терять в цене. Плюс, над ними еще работали настоящие инженеры, поэтому для своего класса, цены и названия он очень приятно едет. И надо поторопиться: не уверен, что после недавней встречи на высшем уровне в Пхеньяне Hyundai-KIA для нас будут доступны даже в таком формате.
Chevrolet Onix
- бензин, 1.2 л, 90–132 л. с., МТ/АТ
- передний привод
- 1,9—2,3 млн
Большой успех и новая победа Бу Инге Андерссона на новом посту — CEO главного завода Узбекистана. Машина размером с «Весту», по цене «Весты», но интереснее «Весты». По крайней мере, у мистера Андерссона нет перебоев с поставками компонентов, поэтому машины выходят с конвейера стабильно, точно, в срок, в нужном количестве и постоянном качестве (а не как «Нива», которая из-за нехватки компонентов на время стала заднеприводной).
Но в остальном говорить не о чем: перед нами весьма типичный бюджетник на пути из «В» в «С» класс (4,44 м длины), в былые годы такие машины миллионами штамповались на российских заводах. Он приятно собран, у него интересный наддувный мотор 1,2 л (132 л. с.) Не стыдно самому ездить, приятно по тарифу «Комфорт» получить.
Jetta VS7
- бензин, 1.4 л, 150 л. с., механика/автомат
- передний привод
- от 3,14 млн
Тот самый «китайский след», от которого мы никуда не денемся, но тут хотя бы чистокровный и породистый германский инжиниринг под кузовом. Мы знаем этот мотор (1.4 TSI EA 211), мы знаем эту трансмиссию (отпрыск Aisin 09G), мы знаем эти кнопки на руле и шрифты обозначений на селекторе АКП. Перед нами — любимец публики Tiguan в его изводе для китайской бедноты, под которую придумали отдельный суббренд (а в КНР почему-то по-другому не умеют).
Зачем смотреть в его сторону, когда вокруг так много куда более нарядного (внутри) «фабричного Китая»? Фабричный Китай сегодня есть — а завтра кто их знает. А у «Джетты Ви Эс семь» под кузовом — понятный микс компонентов и европейский инжиниринг. То есть оно ехать будет сразу на голову выше всего «фабричного Китая» (которому еще долго предстоит учиться настройке моторов, трансмиссий и шасси). А при обслуживании оно не сломает вам голову: расходники, ГСМ, крупные и мелкие детали крупных и мелких узлов есть на любом маркетплейсе и в любом ларьке близ любого мегаполиса.
Иными словами: если подо мной (вами) рассыплется «фабричный Китай», придется подождать (порой до полугода) запчастей. Если что-то случится с «Джеттой Ви Эс семь», вы (я) точно знаете, куда бежать и к кому обратиться.
Hyundai Mufasa
- бензин, 2.0 л, 160 л. с., автомат
- передний привод
- от 2,9 млн
В 2023–24 салоны официальных дилеров марки начали наполняться такими экземплярами: вроде Hyundai, и даже шильдик — Hyundai. Но какое-то непонятное Hyundai — типа Mufasa. Что за король-лев такой? А это локальные машины Hyundai для внутреннего китайского рынка. По смыслу и наполнению — что-то вроде нашего «Туссана», только «Муфаса». Пять мест, 4,4 м в длину — хороший такой Hyundai, типичный. Только без разбега по моторам: у машины один агрегат, двухлитровый атмосферник на 160 сил.
Смысл в нем такой же, как в «Джетте»: под диковинным кузовом — приличный корейский инжиниринг и знакомый по другим Hyundai микс агрегатов. Если говорим про игру «вдолгую», то такой вариант видится куда более долговечным и предпочтительным: с его обслуживанием разберется гаражный слесарь, а расходники любыми путями так или иначе будут с нами.
До недавних пор эти машины с внутреннего рынка КНР не просто завозились, но даже сопровождались полуофициальной дилерской сервисной поддержкой. Как говорят мои источники, штаб-квартира Hyundai-KIA на эти полусерые поставки глаза не просто не закрывала, а даже помогала. Сомнительно, что такая доброта после всестороннего укрепления дружбы с Пхеньяном сохранится. Поэтому надо успевать за «Муфасой», пока еще дают.