Nissan ушел некрасиво. Как говорят мои источники, в одно утро все сотрудники российского офиса получили письма-отписки вида «Спасибо за долгие годы усердной работы, бла-бла-бла, до свидания». И в общем-то все: ни «золотых парашютов», ни отступных. «Нам сказали: вы — теперь НАМИ, все вопросы туда», — говорит многолетний сотрудник российского представительства марки. Volkswagen, например, после фактического сворачивания деятельности еще больше года исправно платил зарплаты сотрудникам российского подразделения марки, японцы оказались ретивее и грубее.
Фото: фирмы-производителя и архив 66.RU |
---|
Хотя, в общем-то, не наврали: «Вы теперь НАМИ». И вся эта армада — Минпромторг, НАМИ, АвтоВАЗ — в экстренном порядке начали придумывать, чем загрузить простаивающие площади. «Не капусту же солить», — как сказали другие свидетели импортозамещения. Заместителем «Ниссана» стал очередной «простой китайский». На этот раз — FAW. С адаптацией на первом этапе никто не парился вообще: даже мотор не удосужились дефорсировать до налогововыгодных < 150 л. с.
FAW Bestune T77 | Lada X-сross 5 |
---|---|
160 сил | 160 сил |
7-ст. робот | 7-ст. робот |
Да и какая «адаптация», если на выставочной машине со стенда ПМЭФ забыли переклеить шильдик на руле? Так и стоял всю выставку X-cross 5: спереди — ладья, в салоне — FAW.
Фото: скрин 66.RU |
---|
И о производстве в полном смысле этого слова говорить пока не приходится: на завод из Китая в готовом виде приходят все крупные узлы (готовый кузов, мотор, подвеска и тормоза, подрамник, бензобак), которые на питерской площадке прикручивают гайковертами. Собственно, всё: вся добавленная стоимость осталась в Китае, локализации — ноль.
Фото: фирмы-производителя и архив 66.RU |
---|
Последнюю пресс-служба марки обещает когда-то скоро: «…с 2024 года начать локализацию производства с привлечением поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Тогда же к кроссоверу X-cross должен добавиться «седан D-класса». Формально в эти рамки лезет седан Bestune B90. Но чем черт не шутит: если Компартия разрешит, FAW могут и флагманские Hongqi в Питер привезти.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Bestune B90 |
Для ВАЗа, завода и Ленобласти в целом этот запуск — очень мощный рывок назад и опережающая реверсивная модернизация. В былые годы один только питерский автокластер занимал 23,5% всего российского автопрома. Остальные ~75% делили между собой аж 5 крупных хабов — Тольятти, Калуга, Елабуга и Калининград с Москвой.
В оригинале завод Nissan был рассчитан на выпуск 100 000 штук в год и активно потреблял компоненты локального производства. Хотя столько никогда не делал: в рекордном 2018-м удалось выдать 56 525 штук, а за первые 10 лет работы (они же последние) выпущено 357 602 автомобиля. То есть в среднем по 35 700 штук в год. Что, впрочем, все равно втрое больше планов АвтоВАЗа: всего до конца года «ЛАДА Санкт-Петербург» планирует выпустить «до 10 тыс. автомобилей классов С и D».
С оглядкой на успехи т. н. «Москвича» даже в эту оценку верится с трудом. Особенно учитывая, что оригинальный FAW Bestune T77 за пять месяцев текущего года разошелся тиражом 1386 штук.