Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Операция «консервация»: как подготовить машину к долгой службе

7 февраля 2023, 16:18
Колонка
Операция «консервация»: как подготовить машину к долгой службе
Фото: MidJourney, скрин 66.RU
Совершенно очевидно, что мы в этом всем надолго, и возможности обновления автопарка на длинном плече будут сильно ограничены.

Все реально очень плохо?

Ну, смотрите сами. Сроки владения автомобилем росли и до 2022-го:

  • в 2017-м россияне меняли авто в среднем раз в 4 года и 9 месяцев,
  • в 2021-м — раз в 4 года и уже 10 месяцев.

Тенденции к обновлению автопарка после 2022-го тем более не предвидится: обвал на рынке новых легковушек составил 60%. То есть покупать новье стали кратно меньше, и ни текущее предложение (см. «Москвич» за 2 миллиона), ни реальные доходы населения явно не намекают на скорый и безоговорочный рост. Даже Минпромторг считает, что раньше 2035-го ничего хорошего ждать не следует.

Вывод из этого очень простой и неприятный: сроки владения автомобилем будут расти. Не исключено, что до состояния «Сам поездил — внуку оставил». А чтобы до внука машина дожила, придется внимательнее следить за ее состоянием. И один из главных врагов на этом пути — коррозия.

Отчего машина ржавеет?

Вариантов множество — от агрессивной внешней среды (чаще всего) до конструктивных просчетов фирмы-производителя (сравнительно редко). Что касается среды, то злейших врагов у механизмов (в том числе — автомобилей) множество. Это и влага (дождь/снег), и дорожная соль, и другие химикаты, используемые для обработки дорог в зимний период.

Последнее, правда, с недавних пор влияет в меньшей степени. В повестке это как-то затерялось, но в России еще в конце 2020-го переписали ГОСТ на противогололедные материалы. По части коррозийности требования ужесточили вдвое, также реагенты не должны быть аллергенными и воздействовать на кожу.

Дмитрий Лимонов, советник по науке, главный технолог «Уральского завода противогололедных материалов»:

— В соответствии с новым ГОСТом, «коэффициент коррозийности» в противогололедных материалах должен составлять не более 0,4. Этот коэффициент можно объяснить глубинным показателем коррозии, т. е. на какую глубину распространяется коррозия за определенный отрезок времени. Например, миллиметры в год. Так вот, указанный в ГОСТе коэффициент означает, что при толщине металлического листа в 1 мм и полном покрытии поверхности исследуемым реагентом непрерывно в течение 365 дней, глубина проникновения составит не более 0,2 мм.

Чтобы реагенты были менее агрессивны, с недавних пор в них добавляют присадку — специальный ингибитор коррозии: вещество, которое даже при незначительном содержании в материале значительно снижает его коррозионную агрессивность. Но расслабляться все равно рано, потому что способствуют появлению ржавчины еще и температура с ультрафиолетом.

С повышением первой скорость корродирования значительно увеличивается, и небольшие пятнышки ржавчины («рыжики»), появившиеся зимой, с наступлением теплой и влажной погоды перерастают в значительные очаги коррозии, заметные невооруженным глазом. Что касается ультрафиолета, то под его воздействием материал теряет механические свойства, так как разрушаются его связующие.

В общем, подгнивать ваше авто будет в любом случае, даже если отменить зиму и убрать из уравнения реагенты.

Но ведь производители об этом позаботились еще на конвейере?

Да, в зависимости от производителя могут отличаться нюансы, но в общем и целом современные авто еще с конвейера защищены: металлические детали покрыты слоем цинка для защиты от ржавчины, дополнительный слой антикора может наноситься дилером в рамках предпродажной подготовки (см. «коврики по сто тыщ»). Но это не панацея: ничто не вечно, и в процессе эксплуатации детали трутся, изнашиваются, повреждаются — а дальше на них (изношенных и поврежденных) светит солнце, действуют перепады температур и влажность.

А как бороться с ржавчиной самому?

Еще до борьбы неплохо бы профилактировать. Лучшая профилактика — мойка, которая удаляет не только грязь, но и прочую копоть и солевые отложения. Проблема в том, что самое проблемное место — днище — оно же и самое труднодоступное, не каждая мойка справится (потому не каждая и берется).

Еще из профилактики — обработка авто защитными покрытиями: бронепленкой, профильной химией, да и просто воском — он тоже создает какой-никакой барьер между металлом и окружающей средой. Эти процедуры ни разу не дешевы, но если двух миллионов на «Москвич» нет, а машина должна дожить до внуков, то нелишне и раскошелиться.

Сюда же — дополнительная антикоррозийная защита в специализированных центрах. Обычно она включает в себя обработку днища и других труднодоступных частей автомобиля, наиболее подверженных ржавчине. Особенно актуально для возрастных автомобилей, заводская защита которых после многолетней эксплуатации уже изрядно поизносилась.

Совсем в идеале — сухой гараж со стабильным температурным режимом и нормальной влажностью. Но это что-то на богатом, обычно же хватит профилактических осмотров, регулярных моек и подкрасов сколов, которые еще не успели превратиться в полноценный очаг ржавчины. Потому что если успели — тут поможет только полный перекрас всей детали. Неидеально, конечно, зато деталь не прогниет насквозь, и внук со временем будет доволен.