Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Упали ниже 1998 года, что дальше? Будущее страны в прогнозах развития авторынка от Минпромторга

17 января 2023, 08:01
Упали ниже 1998 года, что дальше? Будущее страны в прогнозах развития авторынка от Минпромторга
Фото: Stable Diffusion, скрин 66.RU
Когда-то уже говорил и еще раз повторю, что состояние рынка новых легковых автомобилей — не идеальный, но очень понятный маркер состояния дел в принципе.

Мощный рынок новых л/а есть только там, где решены базовые потребности. Личный транспорт в условной пирамиде — далеко не надобность 1–2-го порядка. И даже, наверное, не 5-го. Если рынок новых л/а прет вверх, значит, базовые потребности удовлетворены, можно подумать о комфорте (а то и роскоши). Если рынок не прет, значит, денег у населения, как встарь, только на решение базовых потребностей: холодильник, крыша над головой, телесмотрение.

Оцениваем через эту призму ушедший 2022-й и заглядываем в 2035-й.

Что случилось?

В 2022-м в России продано 0,6 млн штук новых легковушек.

Это обвал и катастрофа, невиданные, наверное, с девяносто какого-нибудь года. Но не 98-го — там было лучше:

Упали ниже 1998 года, что дальше? Будущее страны в прогнозах развития авторынка от Минпромторга
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Да, вы все правильно увидели: в дефолтном 1998-м в России произведено и продано 840 000 легковушек. В 2022-м — 626 281 штука, включая и локальное производство, и китайский импорт. Это минимальные значения в новейшей истории, и даже хуже, чем в ковидном Иране, где за (плохой, гадкий, провальный) 2020-й было продано 816 497 штук.

Когда все снова будет хорошо?

Мы сравнили две стратегии развития автопрома и авторынка, написанные лучшими умами Минпромторга. Первая стратегия — в редакции апреля’13, вторая — от августа’22. Первая писалась на фоне головокружения от успехов: ушедший 2012-й поставил рекорды абсолютно во всем — и в производстве, и в продажах. Поэтому будущее из 2013-го виделось безоблачным: к 20-му году российский автопром и рынок должны были догнать, а то и перегнать и британских коллег, и даже германских. По факту же в 2020-м удалось еле-еле сделать меньше половины от того плана. Но интереснее не это, интереснее обновленный прогноз. Согласно «базовому» сценарию, в 2035-м российский автопром должен догнать не Британию с Германией, а… себя самого образца 2012 года.

Упали ниже 1998 года, что дальше? Будущее страны в прогнозах развития авторынка от Минпромторга
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Еще забавнее выглядит прогноз экспорта 25% авто из РФ, в то время как в лучшие годы он едва превышал 5%. На какие рынки Минпромторг намеревается отправлять сотни тысяч штук российской продукции?

Упали ниже 1998 года, что дальше? Будущее страны в прогнозах развития авторынка от Минпромторга
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

В планах — это страны «ЕАЭС, Африки, Азии и Латинской Америки и другие страны с развивающейся экономикой». Ну так у Минпромторга в тех же планах базовый сценарий на 2022-й был — рынок в 0,8 млн штук. А вышло 0,6. «Пессимистичный» же сценарий на долгие годы предполагает «… стагнацию российского валового внутреннего продукта и низкий уровень покупательского спроса».

Есть ощущение, что его и надо придерживаться.