Документ, опубликованный Минпромторгом, с одной стороны, производит впечатление достаточно взвешенного и трезвого взгляда на ситуацию. С другой стороны, нагоняет тоску: похоже, в качестве базового сценария ведомство даже не рассматривает возвращение мировых игроков и концентрируется на «технологическом суверенитете». То есть никакого VW назад ждать не надо, надо освоить выпуск своего, посконного, «простого советского».
Согласно обновленной стратегии, к 2035-му российский автопром должен освоить «суверенные»
- автоматические коробки передач;
- малые дизельные двигатели;
- системы двигателей;
- системы безопасности, компоненты и системы электрических автомобилей.
Иронично, но ЕС к 2035-му планирует полностью отказаться от ДВС, в то время как Россия к этому моменту только планирует создать малый дизельный двигатель. И все остальное, что в японском (европейском, американском…) автопромах уже было еще лет 30 назад. За вычетом, может, последнего пункта. Впрочем, Фердинанд Порше электромобили делал еще в 1900-х годах.
Создавать суверенные компоненты предлагается своими силами, но есть варианты. Это могут быть
- российские разработки на основе российских технологий;
- российские разработки на основе зарубежных технологий;
- заказ разработки технологий за рубежом с передачей прав на использование;
- иностранные разработки, полученные в рамках совместных предприятий.
В принципе, ничего нового, просто виток спирали истории:
- «Российские разработки на основе зарубежных» — это как мотоцикл «Урал» на базе ворованного BMW R71;
- «заказ разработки за рубежом» — это как вазовская «восьмерка», спроектированная Porsche Engineering.
Правда, никакого Porsche Engineering ждать не стоит — он из «недружественных стран». А «дружественные» могут попасть под вторичные санкции за работу с российской стороной — это признает и сам Минпромторг в главе «Риски». К которым также причисляют
- отсутствие эффективных инструментов и институтов для поддержки развития компонентных производств;
- отток квалифицированных кадров.
Такие себе вводные для мощной трансформации и технологического суверенитета, но Минпромторг отважен. Настолько, что прогнозирует резкое увеличение доли электромобилей. До 2030 года ежегодный рост продаж должен быть на уровне +65–70%, а доля рынка на выходе — 15% (сейчас — ~ 0,04%).
Тяговые батареи и другие компоненты для электромобилей, конечно, будут локальными, еще и с прицелом на экспорт. Водородные автомобили тоже пообещали развивать, но цифр не назвали — только планируемый рост числа заправочных водородных станций — 200.
В общем, в 2035-м будет хорошо, но пока придется потерпеть: за неимением работающих заводов в целом и компонентов в частности российский рынок с прошлогодних 1,7+ млн штук в этом году сократится до иранских 0,8 млн штук. До уровня 1,5 млн штук восстановится в лучшем случае к 2026 году, а с 2027-го, по прогнозу Минпромторга, начнет расти по 1% в год.
До 2014-го, напомню, он рос по 30–40% в год, а тиражи приближались к 3 миллионам:
- 2008 — 2,74 млн шт. и +99,4%
- 2009 — 1,37 млн шт. и -57,7%
- 2010 — 1,78 млн шт. и +30%
- 2011 — 2,48 млн шт. и +39%
- 2012 — 2,76 млн шт. и +11%
- 2013 — 2,61 млн шт. и -5%
Итого:
- к 2026-му российский авторынок вернется к показателям кризисного 2009 по продажам и даже превзойдет их;
- к 2035-му российский автопром догонит мировой, но образца конца XX века.
Другой «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации» у Минпромторга нет.