Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Два месяца «спецоперации». Как изменился авторынок и жизнь автомобилиста в целом

25 апреля 2022, 12:27
Два месяца «спецоперации». Как изменился авторынок и жизнь автомобилиста в целом
Фото: архив 66.RU
Отрицательный рост, обратная модернизация, массовые высвобождения рабочей силы и деглобализация российской автомобильной сферы идут полным ходом.

Хлопок рубля

Фото: 66.RU

Цены растут непрерывно, скачкообразно и неравномерно. Так, за первую половину апреля подорожали

  • BMW — на 12–26%;
  • Haval — 34–60%;
  • Hyundai — 6–16%.

Давление на цены оказывает не только волатильность валюты, но и затрудненная логистика. То есть фактически остановленная. Про премиальный сегмент, например, можно вообще на какое-то время забыть, потому что условно локальные BMW в Калининграде до сих пор не собирают, а землей и морем доставить их нельзя из-за логистических санкций Евросоюза и запрета на поставки роскошных товаров (свыше €50 000). Из-за которых, например, 8000 единиц «Лексусов» и «Кадиллаков», идущих в Россию, зависли в бельгийском порту Зебрюгге.

Национализация

Фото: архив 66.RU

Авторы мемов про «Заберем у VW завод, будем делать не VW, а «Буратино» внятной программы национализации так и не представили. Молчат и непосредственно концерны, у которых тут закопаны миллиарды инвестиций, и к чему-то все-таки надо прийти (или уйти. Насовсем). Но официально пока звучит все та же риторика о «приостановке деятельности», не об уходе.

Последние дни больше всего вбросов про дальнейшую судьбу Renault и АвтоВАЗа, но очевидно только одно: переговоры об этом идут на самом высоком уровне. Таком высоком, что никаким сливам в «телеграмах» верить нельзя — это просто не уровень авторов «телеграмов», при всем к ним уважении: у Renault крупнейший акционер — государство (15,01%), велика доля «Ростеха» и в «АвтоВАЗе» (32,4%).

Мои инсайдеры говорят, что «…Все решения принимаются в Париже, идет торг, за сколько Россия готова выкупить долю назад». А «выкупить долю назад» — это история про полный уход одного из крупнейших инвесторов в российскую автоиндустрию за последние 30 лет. Очень грустная история. Но, повторюсь, верить никаким сливам нельзя — «Все решения принимаются в Париже» © А мы не там.

Деглобализация

Фото: 66.RU

С учетом всего вышесказанного (хлопок рубля, логистические трудности) автодилеры и российский ретейл усиленно импортозамещаются. Так, «официалы» при проведении планового ТО, не стесняясь, просят приезжать со своими запчастями и расходниками (фирменных нет), а крупнейшие сети забивают полки (↑) отечественными ГСМ взамен отсутствующих Mobil, Shell, Castrol.

Высвобождение рабочей силы и отрицательный рост

Фото: 66.RU

«У нас по холдингу 70 администраторов сразу уволили, другой персонал тоже сокращаем», — говорит мой собеседник в одной сети. «Работаем по-прежнему, даже новые машины нам отгружают», — противоречит ему собеседник в другом дилерском холдинге. Тем и другим равно не просто: цифры продаж по марту не радуют,

  • падение в лучшем случае на 7–27% (УАЗ-Toyota),
  • но у многих — сразу на 68–71% (KIA-Skoda).

У других вряд ли будет лучше, и это еще сводки по марту, когда продажи местами были ажиотажными. Есть вероятность, что «-70%» станет долгосрочным трендом. Хотя аналитики агентства «Автостат» пока и рассматривают этот сценарий как пессимистичный (470 000 новых легковушек по году). Есть еще умеренный (750 000 шт., -50%) и оптимистичный (980 000 шт., -35%) сценарии. Между двумя последними — лежит вполне себе иранский вариант: там на подъеме посткарантинного 2021-го было продано 850 000 новых л/а.

Итого

  • продажи новых авто упали вдвое-трое;
  • персонал, соответственно, на вольные хлеба;
  • цены на л/а подскочили на 6–60%, на компоненты — в тех же пределах (шины — +10/+67%);
  • товарная матрица по машинам в целом и компонентам в частности скукоживается;
  • первые лица разных стран ведут диалог о прекращении отношений.

И это не «два месяца». Это «еще только два месяца».