Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Российские водители отказываются от ОСАГО. Есть регионы, где без страховки ездит треть автовладельцев

14 января 2022, 18:00
Российские водители отказываются от ОСАГО. Есть регионы, где без страховки ездит треть автовладельцев
Фото: архив 66.RU
Число водителей, отказывающихся от оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), за последние семь лет в среднем выросло более чем в два раза. 66.RU выяснил, сколько их на дорогах российских регионов. Лидерами нашего антирейтинга стали северокавказские республики и дальневосточные территории. Самые же дисциплинированные водители живут в двух столицах, на северо-западе страны и в Приволжье.

Чтобы посчитать водителей без полисов ОСАГО, мы взяли федеральную базу данных о дорожно-транспортных происшествиях и проанализировали более миллиона учетных карточек автомобильных аварий, случившихся на территории России в период с 2015 по 2021 год. В каждой карточке содержится информация об участниках аварии, а также о допущенных ими нарушениях, к которым относится и отсутствие на момент ДТП полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.

Анализ данных о водителях и позволил выяснить процент участников дорожного движения без обязательной страховки с привязкой к территориям, а также увидеть, как он менялся со временем. Итоговая таблица по всем 85 регионам России получилась довольно громоздкой, приводить ее в публикации смысла нет, но желающие могут ознакомиться с документом по ссылке, а общее представление получить, посмотрев на подготовленную нами карту.

Российские водители отказываются от ОСАГО. Есть регионы, где без страховки ездит треть автовладельцев
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Год от года процент водителей, отказывающихся от оформления полисов ОСАГО, в России растет. Так, в 2015 году среднее значение показателя по стране составляло 6,81%, а в 2021 году «отказников» в ряду участников ДТП в среднем было уже 16,18%. И это максимум на дистанции в семь лет.

Российские водители отказываются от ОСАГО. Есть регионы, где без страховки ездит треть автовладельцев
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Больше всего водителей без полисов ОСАГО — на Северном Кавказе. Так, в Ингушетии, по итогам 2021 года, страховки не имели больше половины участников ДТП (56,3%). И это не пиковый показатель для республики — в 2017–2019 годах он и вовсе превышал 66%. За Ингушетией следуют Чеченская Республика (43,71%) и Северная Осетия (40%). Также в десятке — Карачаево-Черкесия, Дагестан, Кабардино-Балкария и Адыгея. Соседствуют с ними в первых строках антирейтинга дальневосточные регионы — Камчатка, Магаданская область и Бурятия.

Десятку регионов с самыми дисциплинированными водителями возглавляют Ненецкий автономный округ (6,67%) и Брянская область (6,69%). За ними следуют две столицы — Москва (7,67%) и Санкт-Петербург (7,09%). Также в десятке — Вологодская и Ульяновская области, Чувашия, Марий Эл, Удмуртия и Татарстан.

Российские водители отказываются от ОСАГО. Есть регионы, где без страховки ездит треть автовладельцев
Фото: Настя Кеда, 66.RU

В Свердловской области по итогам 2021 года без полисов ОСАГО оказались 15,76% попавших в ДТП водителей (в 2015 году таких было 5%). В сравнении с соседями по Уральскому федеральному округу хуже результат только у ХМАО (17,09%), в остальных регионах УрФО ситуация получше: Челябинская область — 10,58%, Тюменская — 13,20%, Курганская — 13,97%, ЯНАО — 14,36%.

Российские водители отказываются от ОСАГО. Есть регионы, где без страховки ездит треть автовладельцев
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Российские власти уже много лет не могут заставить водителей более ответственно относиться к обязательному страхованию. Время от времени звучат предложения о существенном увеличении размера штрафов для участников дорожного движения без ОСАГО. Сейчас административное наказание для водителей без полиса — 800 рублей (400 — со скидкой за своевременную оплату), поэтому автовладельцы зачастую предпочитают пару раз в год заплатить штраф за отсутствие страховки, а не выкладывать за нее несколько тысяч рублей.

В 2019 году в Госдуму РФ поступил законопроект об ужесточении наказания за езду без страховки — от 5 тыс. рублей штрафа до лишения прав на срок до полугода, но документ до сих пор не принят. Внес законопроект, кстати, парламент Кабардино-Балкарской Республики — одного из регионов-лидеров нашего антирейтинга.

Ситуация со страховками может измениться после того, как за отсутствие полиса ОСАГО будут штрафовать камеры автоматической фиксации нарушений. Технологию в пилотном режиме еще в 2019 году начали тестировать в Москве, однако затем полноценный запуск системы отложили из-за необходимости доработать механизм взаимодействия ГИБДД со страховщиками. Заработает ли система в 2022 году и когда начнет использоваться по всей России — пока неизвестно.

Напомним, что на этой неделе Центробанк России поддержал предложение о повышении лимита выплат при причинении вреда жизни и здоровью по ОСАГО до двух миллионов рублей и отмену учета износа деталей транспортного средства. За счет увеличения лимита выплат за вред жизни и здоровью в четыре раза цена полиса может вырасти минимум на 21%, или в среднем на 1123 рубля. Отмена учета износа деталей может потребовать повышения тарифа на 27%, то есть примерно на 1444 рубля. Таким образом, ОСАГО может подорожать на 2567 рублей, или на 48%.

А в конце новогодних каникул — 9 января — в России вступило в силу указание Центробанка о новых региональных тарифах, а также коэффициентах на ОСАГО. Регулятор расширил тарифный коридор, такое решение принято для того, чтобы страховые компании могли снижать стоимость полиса для дисциплинированных водителей и повышать для начинающих автовладельцев и тех, у кого накопилось большое количество штрафов.