Выступая с посланием Федеральному Собранию 21 апреля, президент Владимир Путин поручил достроить трассу Москва — Екатеринбург за три года.
Владимир Путин, президент РФ:
— Таким образом, в 2024 году с учетом действующей трассы Москва — Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги будет обеспечено безопасное скоростное движение автотранспорта через всю европейскую часть от Балтики до Урала.
Платную скоростную трассу, которую упомянул президент, условно делят на два участка: Москва — Казань и Казань — Екатеринбург.
Москва — Казань
Трасса М-12 станет частью коридора Европа — Западный Китай. В 2018 году тогда еще премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил план развития национальной транспортной инфраструктуры, который включал в себя строительство автомагистрали от Москвы до Казани.
В июле 2020-го преемник Медведева Михаил Мишустин объявил о начале реализации проекта. «Мы в текущем году направим на строительство трассы Москва – Казань 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Соответствующие поручения будут даны Министерству финансов, Министерству транспорта и Минэкономразвития», — заявил глава кабмина.
Строительством занимается «Автодор». Общая стоимость разыгранных участков длиной более 650 км составила 530 млрд рублей. Не до конца отторгованным остается 77-километровый участок стоимостью 43 млрд рублей, который проходит по территории Чувашии и Татарстана. Его разбили на мелкие части, чтобы привлечь средних и мелких подрядчиков.
Общая протяженность трассы М-12 составит 794 км. Дорога объединит четыре крупнейшие агломерации — Московскую, Нижегородскую, Казанскую, Самарско-Тольяттинскую и в два раза сократит время в пути между Москвой и Казанью.
«Сейчас на участке от транспортной развязки с Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД) до Орехово-Зуево идет подготовка территории под строительство, перенос коммуникаций и обустройство технологических дорог. Также на месте организуют строительные городки, где будут жить рабочие», — сообщала в марте «Российская газета» о ситуации на начальном этапе стройки М-12.
Казань — Екатеринбург
В июне 2020 года подконтрольная Правительству РФ компания «Автодор-Инвест» объявила конкурс по договору на выполнение предпроектных работ по строительству скоростной автомобильной дороги Казань — Екатеринбург. В январе стало известно, что маршрут и экономическую модель будущей трассы разработает АО «Петербургские дороги» за 110,7 млн рублей. На выполнение заказа отвели до 200 дней, то есть более полугода, сообщал РБК Екатеринбург.
«Понятно, что стройка будет непростой, в частности, из-за сложного рельефа территорий с гористой местностью», — отмечал Михаил Мишустин.
«Мы понимаем, что после Казани до Набережных Челнов (расстояние около 240 км, — прим. 66.RU) дорога достаточно хорошая. Там первая техническая категория, две полосы в разные стороны. Мы планируем ее использовать. Потом использовать существующий проект по обходу Набережных Челнов, который делает «Росавтодор». А оттуда — уже идти до Екатеринбурга. Полагаем, что это будет примерно 400 км нового строительства. Хотя весь маршрут там достаточно большой. У нас есть несколько вариантов, мы сейчас их отрабатываем», — рассказывал председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко.
О том, как скоростная трасса будет примыкать к Екатеринбургу, недавно поделился на пресс-конференции начальник ФКУ «Уралуправтодор» Александр Бедусенко. По его словам, есть два варианта. В первом случае новую трассу продолжит часть дороги Р242 Пермь — Екатеринбург. В другом — дорогу не будут заводить в сам Екатеринбург. «Я слышал версию, что она может оказаться посередине между Екатеринбургом и Челябинском. То есть не в Екатеринбург, не в Челябинск, а где-то между ними», — пояснил Бедусенко.
Общая длина участка Казань — Екатеринбург составит около 800 км, половина из них будет новым полотном. Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов заявил «Известиям», что строительство трассы может обойтись в сумму от 690 млрд до 850 млрд рублей.
Трехкратное ускорение
До вчерашнего заявления Владимира Путина завершить участок Казань — Москва планировали в 2024 году. Теперь за то же время надо успеть построить еще и Казань — Екатеринбург. Этот участок, в свою очередь, изначально хотели завершить к 2030 году. Таким образом, дорожникам нужно ускориться в три раза: проект из 10-летнего превратился в 3,5-летний.
Курирующий дорожное строительство вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, комментируя поручение Путина в эфире «России 24», констатировал: «Мы никогда такого не делали».
Марат Хуснуллин, вице-премьер РФ:
— Мы никогда еще в истории за 3,5 года такие дороги не строили. Почему нам это удастся? Мы очень серьезно упростили ограничения, мы переходим на проектирование в BIM-технологиях и на системную штабную работу, которая позволяет нам постараться сделать все, чтобы выполнить эту задачу.
Хуснуллин рассчитывает, что поручение президента удастся выполнить благодаря тому, что «уже отработаны механизмы, в этот штаб все структуры власти включились, все регионы, все энергоснабжающие организации».
Общая стоимость трассы Москва — Екатеринбург длиной более 1,5 тыс. км, по подсчетам экспертов, достигнет 1,5 трлн рублей. Проект, по заявлению президента, профинансируют в том на числе средства из Фонда национального благосостояния.
По словам Владимира Путина, недостаточно связать конечные маршруты между собой. «Опорная инфраструктура должна, безусловно, тянуть за собой развитие всех территорий, по которым она проходит, чтобы от нее шла современная региональная сеть», — подчеркнул глава государства.
За счет инфраструктурных кредитов субъекты Федерации смогут нарастить темпы таких строек, благодаря чему федеральные и региональные магистрали будут действовать как единая система в интересах россиян, бизнеса и территорий, подчеркнул Владимир Путин. Более того, в долгосрочные планы (за горизонтом 2035 года) «Автодора» входит продление автотранспортного коридора далее на восток: через Тюмень, Омск и Новосибирск — до Кемерово.