Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

2020-й все изменил? Нет. Три прогноза развития авторынка, которые вообще не подтвердились

8 января 2021, 08:01
Колонка
2020-й все изменил? Нет. Три прогноза развития авторынка, которые вообще не подтвердились
Фото: архив 66.RU
Подводить итоги и давать оценку всему случившемуся, конечно, будем через много лет. Но уже сейчас видны некоторые наметки пандемийных тенденций. Точнее, не видны: в автомобильной сфере не поменялось фактически ничего.

«Каршеринг умрет, в своей машине безопаснее»

«Я бы хотел перемещаться сейчас только в личном автомобиле, где никто кроме меня и моей семьи не ел, не чихал и не кашлял и вирус не распространял! Личный автомобиль — это гарантия того, что это не последний автомобиль в вашей жизни!» — рассуждал на своей странице в Facebook президент ГК «Автоплюс» Павел Шестопалов в середине марта.

Когда тотальный локдаун был еще даже где-то не здесь.

По ходу локдауна обсуждали скорую смерть каршеринга и такси не только в соцсетях — обсуждали вообще везде, в том числе в эфире телеканала «РБК».

Точки над i расставили первые же недели после снятия жестких ограничений: «Спрос на услуги каршеринга в Москве практически достиг «допандемического» уровня», — писал в последней декаде июня ТАСС.

Остальные месяцы 2020-го тенденцию только упрочили.

«…Каршеринг пользовался большим спросом в тех регионах, где сервис не был приостановлен, — спрос вырос примерно на 50%. Это связано и с ослаблением мер, и с наступлением летнего сезона, и с нашими маркетинговыми предложениями», — говорит Фарит Султанов, руководитель филиала «Делимобиль Екатеринбург». В итоге 2020-й в столице Среднего Урала компания начинала с парком в 243 единицы, заканчивает — с парком на 500 автомобилей.

И вряд ли это единичный локальный успех: данные опросов ResearchMe в начале пандемии говорили о том, что только 2% россиян пользуются каршерингом (в Москве и Санкт-Петербурге — 7-8%), последние исследования показывают, что уже 17% опрошенных россиян готовы перейти на каршеринг, — добавляют в пресс-службе «Делимобиля».

Не обвалился спрос и на услуги такси. В пресс-службе «Яндекс.GO» отмечают, что «С началом пандемии люди стали чаще пользоваться такси, выбирая его как альтернативу общественному транспорту. Особенный всплеск был летом, когда выросло число путешествий по российским городам, а вслед за этим — выросли поездки внутри этих городов».

«Личный автомобиль снова войдет в моду»

В продолжение темы скорой смерти тренда «Пользуйся, а не владей». Пока спрос на каршеринг и такси растет, продажи новых л/а падают. Неновых, впрочем, тоже: аналитики «Автостата» прогнозируют очень условный рост рынка авто с пробегом — на 1% по итогам года.

То есть мы, конечно, видели летне-осенний всплеск и ажиотаж в ДЦ и на рынках, но вызван он был отложенным с весны спросом. А дальше — только вниз: по итогам 11 месяцев 2020 — уже -10% (1,346 млн шт. VS 1,5 в 2019).

И скачка́ в перспективе не видать: аналитики все того же «Автостата» на 2021 прогнозируют в лучшем случае рост продаж новых л/а на 5% (оптимистичный сценарий), но есть и вариант падения еще на 12% (пессимистичный сценарий).

Потому что пандемия пандемией, в своем авто, конечно, безопаснее, но доллар — 73, евро — по 90.

¯\_(ツ)_/¯

«Продажи уйдут в онлайн»

Об онлайн-продажах автомобилей говорят всю последнюю пятилетку — последний раз мы эту тему поднимали аккурат накануне пандемии, и там все было плохо. Считаные единицы производителей и дилеров готовы были заниматься документацией / принимать оплату / доставлять автомобили — все сразу и в комплексе.

Когда ДЦ позакрывали на неопределенный срок, было ощущение скорого рывка в этой сфере. И по этому направлению действительно стали работать все — от дилеров на местах до головной компании-импортера.

Эффект?

Трудно судить. Renault раскачивают тему еще с прошлого года — с запуска «Арканы», — в этом году масштабировали ее с обновленным Kaptur. Насколько успешными оказались их онлайн-продажи, судить рано: в пресс-службе марки нам заявили, что «Мы ждем окончания года, чтобы посмотреть актуальную статистику, и тогда поделимся информацией».

А вот Hyundai, тоже запустивший онлайн-продажи, не ждет и уже делится: «С момента запуска платформы — с 1 декабря по 21 декабря 2020 года на ней было забронировано 510 автомобилей, предоплачено 85, полностью оплачено 55 и выдано 47 автомобилей».

Для сравнения, месячные результаты продаж Hyundai — 17 446 автомобилей, например, в ноябре. Насколько востребована онлайн-продажа (47 штук из 17 000+ шт.) — можете оценить сами. Впрочем, это только результаты одного — пилотного — месяца продаж, и дальше они вполне могут быть лучше — в 2, а то и даже до 10–20 раз.

В числе ступоров игроки рынка видят все те же причины, что и пятилетку назад: «Реальной жизни в этом нет: клиент не готов покупать автомобили онлайн. Потому что продукт надо потрогать, пощупать, полюбить. — Рассуждает гендиректор ГК «Оками» Сергей Васильев. — Должно пройти время, чтобы это стало нормой. Вспомните, 10 лет назад вы готовы были купить обувь онлайн? Здесь ровно то же самое: это покупка не с одной зарплаты, а долгосрочная инвестиционная история, подход к ней у клиента очень трепетный — надо насладиться радостью покупки».

И по-прежнему серьезной преградой на пути полного цикла сделки онлайн стоит эквайринг: покупки по банковской карте очень дороги для автомобильного бизнеса — на транзакции ДЦ теряет сразу ~2%, то есть фактически всю маржу с продажи машины массового сегмента.

Эту (и многие другие) проблему пандемия и карантин не решили. Как не изменили они и привычек автомобилистов «шерить» машины или покупать их вживую.

Впрочем, это был только первый пандемийный год.