Разговор о топливе мы начинаем с … психологии. Меня усаживают за монитор и велят жать на кнопки — проверить «профессионально важные качества водителя». Класс. Здорово. Только я после ночного перелета спал два часа.
![]() Фото: 66.RU |
---|
И тем не менее аппаратно-программный комплекс для диагностики и развития психофизиологических качеств водителей намерил мне реакцию — «норма», распределение внимания — «средний уровень», склонность к риску — «ниже нормы». |
К чему это все: в повышенном расходе топлива почти наполовину повинен человеческий фактор, в другой половине — техническое состояние узлов и агрегатов автомобиля, поясняет Татьяна Арбатская, заведующая учебно-методической лабораторией комплексной психофизиологической диагностики. То есть я со своей низкой склонностью к риску сжигать лишнего не должен. Но не это главное: отсюда же вытекает более высокая эффективность и безопасность работы за рулем, отсюда же — меньшая вероятность совершения ДТП.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Это не сам себя похвалил — это психофизиологическое обследование показало. |
Проверять теорию практикой выходим на автоматизированный автодром. Смысл прост: 5 пилотов с разным психологическим профилем в равных условиях на одинаковой технике едут в своем стиле. Телеметрия фиксирует разницу в расходе топлива при проезде одной и той же дистанции — порядка 1 км в каждой попытке.
Влияние техники на разброс показаний сведено к нулю, работает только психофизиологический тип. И как он работает? А так, что разброс расхода от пилота к пилоту — 20–30% — и в этой разнице все: и резкость обращения с акселератором, и спокойствие движения накатом, и работа с траекторией. Потом одни будут удивляться «Чо так много жрет-то», другие — нет.
![]() Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
И как это соотносится с реальной жизнью?
Специалисты Сибирского автодорожного оценивают влияние стиля вождения в 2,5± л/100 км — это разброс между нормальным темпом в крайнем правом и спортивным — с резкими и сбросами и наборами скорости. Я прикинул по своим годовым тратам:
- 18 206 км
- и 1 179,84 л
- на 60 231 рубль
- при среднем расходе 7 л/100 км.
Добавляем немного агрессии и 2,5 л/100 км — получаем уже 9,5 л/100 км, что при том же годовом пробеге выльется в 1 729,57 литра на 88 294,5 руб.
![]() Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
То есть горячий темперамент, эмоциональную неустойчивость и повышенную склонность к риску можно оценить где-то в 28 000± рублей в год. |
Но человеческий фактор — это половина влияния на расход или даже меньше. Остальное зависит от условий и режимов эксплуатации, а еще — от конструктивных и технических возможностей автомобиля. И тут число нюансов, влияющих на расход, начинает стремиться к бесконечности — от типа КПП до коэффициента лобового сопротивления и открытых окон. Самое время расчехлить другие стереотипы и дворовые пересуды на тему — как сэкономить (или нет).
«На 95-м «ест» меньше, надо лить его»
Есть такое мнение: дескать, залил 95-й — расход упал, хотя сам бензин и дороже, но получается выгоднее. И наоборот — смысл лить 95-й, если на 92-м расход выше, но он дешевле — и по деньгам так на то и выйдет. Отчасти, может, и так. А может, и нет:
Борис Журавский, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СИБАДИ:
— Сложно сказать однозначно — все зависит от типа двигателя, типа системы управления. В ней установлен датчик детонации, и если двигатель рассчитан на работу с высокооктановым бензином, а залит низкооктановый, система регистрирует детонацию и сдвигает угол опережения зажигания в позднюю сторону. При этом, естественно, эффективность работы двигателя снижается — расход топлива растет. Но лучше заливать то топливо, которое предусмотрено заводом-изготовителем.
При этом топливо — это сложная химия, и на октановом числе (показывает детонационную стойкость бензина) свет клином не сошелся — факторов влияния на расход больше одного.
Виталий Лисин, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей»:
— Часто бывает такое, что заявленное октановое число не отражает реального фракционного состава топлива. А двигатель как раз на это чутко реагирует. И может получиться так, что топливо с более низким октановым числом имеет более подходящий состав для данного двигателя — эффективность растет. Самые важные параметры топлива можно увидеть в паспорте качества на АЗС, а сам документ должен быть свежим — как правило, не старше недели. Для автомобилиста это один из основных показателей надежности топлива, не требующий сложных и дорогостоящих проверок.
![]() Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
Пример паспорта качества топлива |
«Манеру езды не менял, заправку не менял — расход все равно подскочил. Почему?»
Вариантов — сотни: от нарушения системы зажигания и механических повреждений ДВС до неисправностей элементов электронной системы / АКПП / топливной системы. Точный ответ в этом случае даст только сервис.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Стенд с современным ДВС EP6 (PSA-BMW) как раз и учит искать ответы на вопросы «Где что отвалилось»: куратор отключает тот или иной узел — студент должен найти причину «неполадки». |
В редких (2%) случаях на увеличение расхода влияет качество топлива, если грешите на него — обращаемся к администратору или звоним на горячую линию сети АЗС. Хотя может и не потребоваться: если после заправки автомобиль дергается/фыркает, дело может быть не в бензине, а в давлении: насос установлен непосредственно в баке, в связи с этим может образоваться воздушная пробка. Через несколько минут давление в топливной системе приходит в стабильное состояние, «дерганье» проходит.
«То есть качество топлива на расход не влияет?»
Влияет. Пусть и в 2% случаев, но эффект есть. Если в бензине превышено содержание серы/смол, то на внутренних элементах ДВС и топливной системы образуются отложения. Они снижают мощность и убивают движок. А если отложения попадают в зоны повышенной температуры (например, в камеру сгорания), то в процессе эксплуатации превращаются в нагар. В результате повышается износ двигателя, ухудшаются процессы горения топливной смеси → растет расход.
![]() Фото: 66.RU |
---|
Правда, если верить Росстандарту и другим проверяющим органам, найти такой некондиционный бензин все труднее — преимущественно на глухих загородных трассах и noname-АЗС. Крупные сети, понятно, за качеством следят жестко. Но если вдруг вы «попали» на некондицию на частной колонке, засечь момент неадекватного повышения расхода можно и самому — электроника автомобиля в этом плане довольна точна. |
Александр Иванов, завкафедрой «Тепловые двигатели и автотракторное оборудование»:
— Бортовой компьютер показывает мгновенный расход топлива — пересчитывает цикловую подачу, время подачи и делает это достаточно точно, но в определенный момент времени.
В остальном мои собеседники в Сибирском автодорожном так ранжируют факторы расхода топлива:
- Психофизиологический тип личности
- Конструктивные и технологические особенности автомобиля
- Условия и режимы эксплуатации
- Стиль вождения
- Квалификация водителя
- Качество топлива
Поэтому следим за собой — в первую очередь, за техническим состоянием авто — тоже в первую очередь, и о перерасходе не вспоминаем. Еще и экономим по ~28 000 рублей ежегодно. Оно, конечно, кому ничего, а кому — два платежа по ипотеке (или годовой запас шаурмы, если за ₽99 по акции).
Лишними точно не будут.