Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вода в бензобаке — городская легенда или правда? Отвечает бессердечная физика и научный эксперимент

Вода в бензобаке — городская легенда или правда? Отвечает бессердечная физика и научный эксперимент
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
Тема «Вода в бензине» возникает с завидной регулярностью, и винят в этом «разбодяженный бензин». А на самом деле?

Многие городские легенды о топливе стабильно опровергаются учеными-химиками и Росстандартом, но о воде в бензине вспоминают сравнительно редко. И вот специалисты научно-технического центра «Цельсий Проф» и блогер Артем Ачкасов (@artemspec) провели эксперимент, чтобы расставить точки над «i». Кому лень читать, могут посмотреть видео с ходом и итогом эксперимента:

А мы тем временем зайдем издалека: чем чревата вода в бензобаке?

Если она там действительно есть, то ничего хорошего это не сулит: жди нестабильной работы двигателя — с рывками в движении. И это если он вообще заведется, потому что пуск будет затруднен. В худшем случае жди поломки мотора и длинного счета от автосервиса.

Как она вообще может туда попасть: народные версии

Хотя не такие уж народные — некоторые версии дословно цитируют производители сомнительной чудо-химии (вроде присадок) в описании своей продукции. Сразу после непременной приставки «нано-» идет рассказ о том, что вода в баке появляется из-за того, что бензин на АЗС «бодяжат».

Бывает, и бодяжат, но не водой, а другими компонентами, которые повышают содержание в топливе:

  • серы (ведет к ускоренному износу катализатора, форсунок);
  • кислорода (ускоряет окисление контактных деталей);
  • кислородосодержащих добавок (плохо влияют на резиновые элементы топливной системы).

Об этом говорят замеры Росстандарта. И то — ведомство отмечает, что за 2019, например, год количество фальсификата на заправках России уменьшилось с >20% от общего объема реализации до 8,9%.

В общем, разбавку бензина водой на АЗС точно можно отнести к городским легендам, хотя совсем исключать такой вариант не стоит — бывают же диверсии и саботажи. Наверное. В кино.

При этом вода в баке все-таки может появиться (и появляется!) в баке каждого автомобилиста, и тут мы плавно подходим к эксперименту с привлечением профессионального оборудования и специалистов с высшим образованием.

Бессердечная физика

Для проверки экспериментальным путем нужна гипотеза. В этом случае она звучит так:

вода в баке появляется естественным путем — за счет образования конденсата в процессе эксплуатации (и простоя) автомобиля

Как он там образуется:

  • в бак попадает воздух → чем бензина меньше, тем воздуха больше → при перепаде температур (охлаждении) в баке воздух превращается во влагу → влага конденсируется на стенках бака

Неизбежно.

Конденсата может быть больше или меньше — в зависимости от влажности воздуха и перепадов температур. Его может быть больше или меньше в зависимости от материала бака (на железных стенках влаги скопится больше). Но в процессе эксплуатации машины он появится точно.

Экспериментальную проверку этой гипотезы провели в научно-техническом центре «Цельсий Проф», который один из немногих в России занимается испытаниями воздействий внешних факторов на технику.

Вода в бензобаке — городская легенда или правда? Отвечает бессердечная физика и научный эксперимент
Фото: Артём Ачкасов / Анастасия Кеда / архив 66.RU

Опыты над бензобаком ставили в климатической камере, где можно задать диапазон температур от -70°до +120°.

Вода в бензобаке — городская легенда или правда? Отвечает бессердечная физика и научный эксперимент
Фото: Артём Ачкасов / Анастасия Кеда / архив 66.RU

Бак на треть заполнен топливом, то есть воздуха там предостаточно. Чтобы понять, превратится этот воздух в водяной конденсат или нет, бак многократно охлаждали и нагревали. Потом он остывал, и его снова нагревали — перепады температур и количество топлива близко к такой ситуации в реальной жизни, когда вы ездите каждый день с неполным баком. Ночью температура падает, днем, соответственно, растет — и так каждый день по кругу.

Вода в бензобаке — городская легенда или правда? Отвечает бессердечная физика и научный эксперимент
Фото: Артём Ачкасов / Анастасия Кеда / архив 66.RU

В климатической камере время немного ускорили: ждать остывания всю ночь, конечно, никто не собирался. Для этого температура окружающего воздуха держалась на отметке -5°, а в бак через систему вентиляции закачивался теплый воздух (+23°, влажность ~75%).

Вода в бензобаке — городская легенда или правда? Отвечает бессердечная физика и научный эксперимент
Фото: Артём Ачкасов / Анастасия Кеда / архив 66.RU

Искомый результат проявился довольно быстро:

  • через 15 минут появилась мелкодисперсная взвесь;
  • следом выпали капли диаметром 2–3 мм;
  • капли катились по стенкам вниз и попадали в топливо.
Вода в бензобаке — городская легенда или правда? Отвечает бессердечная физика и научный эксперимент
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Впрочем, никто особо не удивился.

Александр Ткаченко, Главный инженер ООО НТЦ «Цельсий-Проф»:

— При эксплуатации техники часто наблюдается эффект выпадения конденсированных осадков на внутренних поверхностях топливных баков. Процесс довольно длительный и носит накопительный эффект. Чем меньше топлива в баке, тем больше свободного воздуха находится над поверхностью зеркала топлива, и тем больше конденсированных осадков может выпасть на внутренних поверхностях стенок. Образовавшаяся вода попадает в топливо, а затем через топливозаборник — в элементы системы питания двигателя.

Виктор Чуяков, руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть» (отвечает за качество бензина на одноименных заправках):

— К сожалению, топливная система автомобиля негерметична. Вместе с воздухом в бензобак проникает атмосферная влага, которая конденсируется при перепадах температур. Чем больше объем воздуха в бензобаке, тем больше влаги будет скапливаться. В бензине вода не растворяется, она скапливается внизу бензобака. А вот в дизельном топливе часть воды может раствориться. И при резком понижении до отрицательных температур эта вода выпадет в кристаллы и забьет топливный фильтр. Двигатель просто не заведется. Поэтому естественная рекомендация — при перепадах температур лучше заправлять бак до полного, чтобы минимизировать количество воздуха в бензобаке.

Вода в бензобаке — городская легенда или правда? Отвечает бессердечная физика и научный эксперимент
Фото: Артём Ачкасов / Анастасия Кеда / архив 66.RU

Кстати, все тем же конденсатом можно объяснить и течи воды из глушителя. Нередко можно встретить мнение, будто это тоже как-то связано с топливом. А оно связано с перепадами температур и высыпанием конденсата непосредственно в выхлопной трубе.

Если это неизбежно, то что же делать?

Всё довольно просто:

  • регулярно заправляться «под пробку», чтобы минимизировать количество воздуха в баке;
  • периодически для профилактики заливать в бак специальные добавки для удаления воды.