Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
67526 +390
Выздоровели
60015 +400
Умерли
1907 +17
Россия
Заразились
3698273 +20921
Выздоровели
3109315 +27779
Умерли
68971 +559

Бу Андерссон — спаситель АВТОВАЗа или нет? Вспоминаем главного реформатора нашего автопрома

28 сентября 2020, 15:41
Колонка
Бу Андерссон — спаситель АВТОВАЗа или нет? Вспоминаем главного реформатора нашего автопрома
Фото: архив 66.RU
Пять лет назад в производство — без задержек! точно в срок! — пошла Vesta. Первая за долгие годы оригинальная и точно первая (за 30 лет) модель «Лады», за которую не стыдно.
Фото: архив 66.RU

Ее выход совпал с коренной перестройкой всех процессов на предприятии, которую кто-то назовёт «ренессансом», кто-то — ломкой традиций старого-доброго прошлого. Одно можно сказать наверняка: после запуска «Весты» волжский автомобильный перестал быть поставщиком сюжетов для анекдотов и стал поставщиком инфоповодов.

Дирижировал процессом отставной шведский военный и крепкий хозяйственник/снабженец/менеджер Бу Инге Андерссон, он же «Борис Иваныч», до этого поднявший нижегородский ГАЗ.

Фото: архив 66.RU / архив героя публикации

Фигура неоднозначная — мягко сказать: за 2 года он наворотил в Тольятти столько, сколько никто не смог за предыдущие лет 20. И не всем это понравилось: методы, принципы, характер мистера Андерссона нажили ему как орды врагов на всех уровнях, так и армию преданных фанатов.

Ответы на вопросы «Гений или Злодей» ищет и бывший советник президента АВТОВАЗа Алексей Агуреев в своей объемной колонке на 14 машинописных листах, которой хватило нам с коллегами из 74.ru на двоих.

Фото: архив 66.RU / архив героя публикации

Алексей Агуреев, специалист по промышленному PR, в 2014–16 гг. — советник Бу Андерссона.

— В адрес Андерссона за два года президентства на самых разных уровнях выдвигалось столько обвинений, ходило столько слухов, что перечислить все — абсолютно нереально. Попробую вспомнить самые запомнившиеся и либо расскажу, как удалось им противостоять с помощью PR-инструментов, либо прокомментирую результат.

Тем более комментировать 5 лет спустя не так уж и сложно — сразу видно, кто оказался прав в планах, ожиданиях и прогнозах.

СЛУХ: Зарплата президента — миллион рублей в день!

Даже сейчас это цифра выглядит прилично. А в начале 2014-го года, при совершенно ином обменном курсе, этот слух чрезвычайно занимал умы тольяттинцев. Но и побороть его оказалось удивительно легко: Андерссон в интервью просто показал корреспонденту бухгалтерскую платежку.

Новость о том, что его зарплата на самом деле составляла $50 000 в месяц [по курсу 2014 ₽1,8 млн/мес, ~61 тыс/день, — прим. 66.RU], стала одним из «топов» дня и недели. Для нас с вами — это огромные деньги. Для руководителя одной из крупнейших компаний в России — скромные. А президент АВТОВАЗа еще и стал одним из первых топ-менеджеров, кто открыто рассказал о своей зарплате.

Фото: архив 66.RU / архив героя публикации

СЛУХ: Андерссон хотел вытеснить с конвейера родные Lada в пользу иномарок Renault, Nissan, Datsun!

Видимо, сказался огромный опыт Андерссона в автопроме: «Борис Иваныч» заметил приближение кризисных явлений еще за полгода до того, как кризис у нас признали официально. Заметил — и практически сразу после вступления в должность начал принимать антикризисные меры.

Он понимал, что продажи вскоре начнут падать, что персонал придется сокращать, но это совершенно не мешало ему бороться за максимальную занятость и загруженность предприятия. Заказы на промсборку моделей других брендов на конвейерах АВТОВАЗа давали именно такую возможность. «Да и если бы мы не взяли эти заказы, то они совершенно точно ушли бы или на ГАЗ, или в Калугу, или на другие заводы», — пояснял президент компании в одном из интервью.

Фото: архив 66.RU / архив героя публикации

ОБВИНЕНИЕ: На АВТОВАЗе маленькие зарплаты, большое число увольнений, из-за Андерссона обострились социальные протесты

Вот уж точно нет. Средняя зарплата в 2015 составляла 27 700 руб/мес. Это немного, но, по меркам региона тех лет, и немало. Разумеется, средняя зарплата — это как средняя температура по больнице.

Но кто-кто, а Андерссон совершенно точно не несет ответственности за низкий уровень зарплат в стране. Достаточно вспомнить высказывания многих профессиональных экономистов о проблемах работающих бедных — в том числе мнения Ольги Голодец и Алексея Кудрина.

Фото: архив 66.RU

Наоборот, профсоюзу предприятия удавалось не только договориться о ежегодном повышении зарплаты сотрудников, но и постоянно согласовывать дополнительные выплаты и целый ряд, пусть на первый взгляд небольших, но важных льгот.

Увольнения? Да, сокращение шло, но по мягкому варианту — с предоставлением до пяти месячных зарплат, с использованием высвобождающихся с основного производства сотрудников на хозяйственных работах и на мероприятиях по благоустройству города. Да и, скажем честно, оптимизация численности продолжается и сейчас, и будет продолжаться. От этого, увы, никуда не деться.

Фото: архив 66.RU / архив героя публикации

ОБВИНЕНИЕ: Андерссон не ценит российских инженеров и всю русскую инженерную школу — ту, что первая запустила ракету в космос

Много раз слышал, как Бу высказывался на эту тему. И каждый раз он начинал с того, что российская инженерная школа — одна из самых уважаемых в мире, и старт космической эры человечества — это огромная заслуга всего советского народа.

— «Но давайте от обсуждения инженерной школы и космоса вернемся к нашей работе, — продолжал эти разговоры Андерссон. — Мы отвечаем не за космос, а за производство автомобилей. Разве раньше наши инженеры не видели, что есть проблемы с закрыванием дверей? Разве непонятно, что крышка «перчаточного ящика» не должна дребезжать при движении? Почему наши инженеры годами мирились с этими и другими недоработками?»

Он предлагал и свой вариант ответа. Дело в том, что на парковках перед рабочими корпусами завода стояли родные вазовские модели, а место перед «Шоколадкой» (так называется инженерное здание), как правило, забито иномарками. Самыми разными.

Бу Андерссон неоднократно подчёркивал:

— «Если ты без уважения и любви относишься к машине своего завода, то как можно ожидать качественного результата от твоих разработок?»

Кстати, он с первого дня в Тольятти ездил на Lada Largus, а потом на Vesta. А одним из самых первых его решений было продать несколько Infinity, на которых до него ездили топ-менеджеры компании.

Фото: архив 66.RU

СЛУХ: Андерссон сжёг библиотеку АВТОВАЗА!

Ни слова правды! Библиотеки на заводе находились в нескольких разных помещениях, в каждом трудились библиотекари в 2 смены. Но посещаемость библиотек в век интернета стала равняться, к сожалению, нулю. В ходе оптимизации решили часть библиотечного фонда передать в подшефный профильный колледж и в школы города (художественная и учебная литература), а для хранения архивных и научных фондов оставить несколько смежных помещений.

Каждый раз, когда журналисты оказывались на предприятии, я водил их и в помещение единой библиотеки, и в подшефный колледж. Каждый раз коллеги собственными глазами убеждались в сохранности книг, но, увы, не торопились об этом писать. Понять можно: сожжённые книги — это новость, которая привлечёт внимание; а вот обычное сохранение библиотеки вряд ли гарантирует читательский интерес. Так что до конца этот слух победить не удалось, и по сей день меня нет-нет, да и спросят «Зачем сожгли библиотеку?»

Фото: архив 66.RU

СЛУХ: LADA (и Андерссон) — враг кошек!

В это сложно поверить, но была развернута настоящая миникампания против АВТОВАЗа из-за кошек. Дело в том, что в погоне за кликбейтом один не самый доброжелательный журналист написал, что в холодные осенние вечера кошки очень любят греться теплом от двигателей LADA, устроившись под крылом автомобиля, а водители кошек не замечают, уезжают на своих автомобилях и невольно губят животных. За точность пересказа не поручусь, но смысл такой.

Говорят, автор очень гордился тем, что нашел эту тему. И ведь и возразить нечего: зимой иногда бывает холодно, кошки иногда греются, а водители иногда бывают невнимательны. Но ведь кошка может устроиться под капотом машины любой марки, — скажете вы! Но последнее обстоятельство мало интересовало автора «сенсации», гордившегося тем, как широко разошлась его новость и как активно ее читают.

Фото: 66.RU

Разница менталитетов. А вот это правда

Один мой коллега постоянно обижался, что Андерссон только раз пожал ему руку — когда они знакомились. Такая же история была и со мной — при знакомстве рукопожатие, а затем только «Добрый день! ». Потребовалось время, чтобы понять: президенту приходится ежедневно встречаться с большим числом сотрудников, особенно по утрам на планерке (в 6:30 каждый день). Значит, либо жать руки всем, чтобы никого не обижать, но терять уйму времени, либо кого-то выделять специально. Вольно или невольно получилось так, что рукопожатие от Андерссона стало своеобразной, редкой и весьма ценной похвалой и наградой для руководителей предприятия.

Схожая была и «ситуация с чаем». Андерссон в своем кабинете (мне, по крайней мере) ни разу не предложил чай или кофе. Не слышал я и приглашений «попить чаю» в адрес кого-то из коллег. И опять потребовалось время, чтобы заметить: любой разговор, который за чаем продолжался никак не менее получаса, у Андерссона занимал не более 10 минут. Экономия времени, организованность и четкость во всем. Хотя, возможно, кому-то могло показаться и обидным.

Фото: архив 66.RU

Почему Бу не удалось повторить в Тольятти свой успех на ГАЗе?

Как вы понимаете, явно не из-за нехватки трудолюбия или старания! И не из-за того, что на него по пустякам мог кто-то обидеться. Хотя, как видите, привычки и обычаи у россиян и иностранцев разные. На мой взгляд, есть две важнейшие причины.

Главная в том, что к появлению Бу на ГАЗе были решены основные социальные вопросы, в том числе и наиболее острые — по сокращению рабочих. К тому же Нижний Новгород — не моногород. Конечно, ГАЗ для нижегородцев очень важен, но и в Нижнем, и вокруг немало и других предприятий. То есть проблема занятости изначально была объективно не так остра, как на АВТОВАЗе. Андерссону нужно было наладить исключительно производственно-экономическую составляющую, сделать предприятие прибыльным. Ему и удалось добиться этого быстро и эффективно, благодаря огромному опыту менеджера и прекрасным контактам в автоиндустрии.

Фото: архив 66.RU

Вторая причина — Бу на ГАЗе свои решения обосновывал перед одним главным акционером, а на АВТОВАЗе — перед несколькими, причем из разных стран. Другими словами, в Тольятти Андерссону пришлось заниматься одновременно всем — не только налаживанием производства и менеджмента, но и социальной составляющей, и акционерной политикой. И все это в крайне непростой период кризиса.

Этот комплекс факторов и привел к нарастанию субъективного ощущения «кома проблем». В условиях экономического кризиса этого оказалось достаточно [, чтобы отправить Бу в отставку].

Фото: архив 66.RU

Бу Андерссон — он как Барклай-де-Толли

Барклай изначально разработал тактику «скифской войны» и затягивания Наполеона вглубь России, что в конце концов и привело к изгнанию французов. Но не получил поддержки и был заменен на Кутузова.

Андерссон за два с небольшим года решил огромное число проблем, с которыми сталкивался АВТОВАЗ:

  • поставщики,
  • модельный ряд,
  • качество,
  • трудовая дисциплина,
  • отношение к работе
  • и, что очень важно, многих, очень многих смог убедить в том, что Lada— снова машина.

Он решил или начал решать весь этот комплекс проблем, а до него — о них все знали, но игнорировали. Как бы ни критиковали Андерссона перед увольнением, но иной курс в заданных экономических условиях был попросту невозможен.

Мой вывод: Андерссон — это лучшее, что случилось на заводе в постсоветский период.

Фото: архив 66.RU

От редакции: для понимания исторического контекста