Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Нелегко сказать: «Ребята, подождите». Глава Skoda в России — о локдауне, кризисе и дороговизне машин

21 сентября 2020, 11:31
интервью
«Нелегко сказать: «Ребята, подождите». Глава Skoda в России — о локдауне, кризисе и дороговизне машин
Фото: 66.RU
Год 125-летия должен был стать для чешской марки годом громких заголовков: юбилей! первый серийный электромобиль! куча локальных новинок калибром поменьше! Вместо этого — карантин и заводы на замок. При этом в России на общем фоне дела у Skoda идут более чем неплохо. Как так вышло — отвечает Ян Прохазка.
«Нелегко сказать: «Ребята, подождите». Глава Skoda в России — о локдауне, кризисе и дороговизне машин
Фото: 66.RU

Ян Прохазка, глава представительства «Шкода Авто Россия» с 2016 года. В разное время отвечал за развитие дилерской сети и продажи в России, Чехии, на рынках Австралии, Африки и Индии.

— Карантин и локдаун — как сказались на производстве и продажах глобально и в России?
— Очевидно негативно. В мире продажи Skoda падают — до конца года, думаю, будет -19%, может, -16%. Не четверть продаж, но тоже немало. В России мы идем на уровне прошлого года, смогли быстро наверстать тот период, когда все было закрыто.

Вопрос, как быстро получится стартовать производство на больших мощностях. Мы не смогли предугадать длительность этого локдауна, и тогда были вынуждены резать производство, теперь его возвращаем.

— Чехия же одной из первых закрылась на карантин и все остановила?
— Да, в конце марта. Закрыла границы, все было очень жестко, но интенсивно. Резко все тормознули, потом резко запустили.

— Наверное, остановить производство просто, а вот восстановить?..
— То и другое тяжело. Ведь на производстве задействованы не только специалисты на конвейере: это и поставщики материалов, компонентов. Это всё — люди. Очень чувствительная тема, люди хорошие — нелегко было остановить команду, сказать: «Ребята, подождите» — для многих это критично. Главное, чтобы закрытие было недолгим и семьи не начали терять работу.

— Вторая волна. У вас в России две производственные площадки, будете их останавливать, если опять накроет?
— Очень трудно сказать. Очень не хочется второй волны. Очень не хочется закрывать производство.

— Закрывались не только заводы — дилеры тоже простаивали. Вы как импортер какую-то поддержку им оказываете?
— Мы помогали дилерам по многим направлениям, но теперь все открыто и продается.

— И продается неплохо — у «Шкоды» вообще рекордные приросты. При том что рубль слабый, машины дорогие — и все равно продаются. Россияне стали богаче?
— Сомневаюсь, к сожалению, хотя я бы хотел, чтоб они стали богаче. Думаю, просто есть опасения в завтрашнем дне. Для нас все сошлось: отложенный спрос, новые модели — Karoq и Rapid — дали большой толчок продажам.

«Нелегко сказать: «Ребята, подождите». Глава Skoda в России — о локдауне, кризисе и дороговизне машин
Фото: архив 66.RU / Автостат

В июле Skoda поставила личный рекорд за всю историю марки в России: максимум проданных машин за отдельно взятый месяц.

— Какие ожидания по продажам «Октавии» — недешевая тоже машина.
— Недешевая. Но я всем говорю, что надо ее смотреть и пробовать вживую. Мы дали ей те вещи, которых не было в предыдущем поколении. Многое в «базе», потому что мы верим, что только так ты можешь прочувствовать и понять, почему эта машина более ценная.

— Кроме «Октавии» будут новинки до конца года?
— Нет.

— А как же ENYAQ iV? В России обнулили ввозные пошлины на электромобили. А у вас теперь есть электромобиль.
— Пока еще нет — его только представили, но поживем-увидим. С электрическими машинами сложно: надо иметь не только машины, но и инфраструктуру, чтобы их заряжать.

«Нелегко сказать: «Ребята, подождите». Глава Skoda в России — о локдауне, кризисе и дороговизне машин
Фото: фирмы-производителя

Enyaq — это сопоставимые с Kodiaq габариты (4,64/1,87/1,61 м), базовый задний привод, электромоторы от 148 л. с. (109 кВт) до 306 л. с. (225 кВт) и обещанный запас хода в 510 километров. Европейский старт продаж — весна 2021.