Закрытые границы оставили нас в новой реальности, где нет Алании и Будвы, но есть Азовское, Черное и даже море Лаптевых. Еще есть Волга, Уфа, Кама, Которосль в конце концов. И туда (в отличие от Стамбула) можно доехать на машине. Вот несколько советов, как это делать максимально комфортно и безопасно, особенно если до сей поры дальше соседнего региона ездить не доводилось.
Фото: 66.RU |
---|
Road-trip по России вряд ли будет таким уж бюджетным. Прямо сейчас я вижу авиабилеты в Анапу за 41 609 на троих. И вижу, что на машине тот же маршрут — это
Итого за туда-сюда (5400 км и 6 дней пути) вы потратите (сильно огрубляю, но близко к реальности) 25–27 тысяч без учета внезапных расходов. Может, на старте задуматься: стоят ли сэкономленные 14–15 тысяч рублей трех дней пути в одну сторону по раскаленным дорогам с пробками и ремонтами?
Фото: 66.RU |
---|
М5 и М7 со стороны Урала — это ремонты капитальные, ремонты некапитальные, ремонты восстановительные — и вообще одни ремонты. Вашими верными спутниками будут реверсивное движение по одной полосе, светофоры и ограничение «50». |
Как по мне, то риски (от камня в лобовое до лобового с фурой) сильно перевешивают, и быстрее, комфортабельнее, безопаснее лететь самолетом.
Если все-таки нет, то
В обычной жизни обслуживание авто редко выходит за пределы замены масла и расходников. Мало кто раз в сезон отмывает радиатор от мух и тополиного пуха, а фреон системы кондиционирования заправляет, не когда припрет.
Вот перед поездкой на юга этим следует озаботиться.
Забитый радиатор — путь к перегреву двигателя, а испарившийся фреон — мозгов водителя.
И если вторая процедура относительно дешевая и быстрая (2-3 тысячи и 10 минут), то для чистки радиатора зачастую приходится разбирать всю «морду» автомобиля, потому ценник на услугу для машин масс-маркета колеблется от 3 до 15 тысяч (которые вы так умело сэкономили на авиабилетах).
Фото: 66.RU |
---|
Если радиатор забит и температура охлаждающей жидкости растет, есть дедовский способ не довести дело до перегрева. Надо отводить тепло от двигателя, врубив печку на максимум. Внутри получится банька (особенно когда еще и снаружи +30°), зато сбережете мотор. На фото демонстрирую эту методу на примере «Калины» моим случайным немецким попутчикам. Они дивятся русской смекалке, вспоминают «Чайки» в ГДР и желают приятного пути. |
Также не забываем про
Последнее — важнее всего. Невыдуманная история: федеральная трасса, Калмыкия, ночь, боковой порез, покрышка на выброс, а до дома еще 1500 км на запаске, которую тоже можно распороть, ведь впереди — Волгоград. Так что если багажник позволяет, лучше забить его не надувными утятами, а еще одним колесом.
Фото: 66.RU |
---|
Новые колеса на югах порой продают прямо вдоль дорог. На любой вкус: хочешь — «Бричстоун», а не хочешь — «Якахама». |
Или троюродного дяди Димы из Саратова. В сезон отпусков многие придорожные мотели не работают по предварительному бронированию — заселение в порядке живой очереди. Дальний родственник в тех краях убережет ваши нервы от полуночного поиска ночлега в забитых дальнобоями и туристами ночлежках.
Аккурат под Саратовом по пути в Волгоград был случай, когда мы в середине июля посреди ночи натурально стучались в каждый встречный мотель, и несколько коек нашлись только в 7-м или 9-м по счету. А был бы контакт дяди Димы (и сам дядя Дима) — все сложилось бы иначе.
Фото: 66.RU |
---|
Волгоград — это душно, долго и больно. Вытянутый вдоль Волги, город тянется и тянется, конца ему не видно, а под колесами — ямы. |
Ночью нет фур, значит, темп выше. Я стараюсь на ночь оставить самые забитые участки — вроде окрестностей больших городов. И точно могу сказать, что дорога на Казань с выездом в 00:30 и с выездом даже в 05:00 — это две разные дороги на одну и ту же Казань. В первом случае к 10 утра я уже в Татарстане, во втором — могу до сих пор ковылять по Удмуртии.
Фото: 66.RU |
---|
Удмуртия — это авангардно |
Еще ночью нет палящего солнца, которое даже при заправленном кондиционере и очках с поляризационными линзами выжигает сетчатку и плавит голову.
В ночной езде есть свои опасности — от невидимых ям до притаившихся лосей. Но грамотно выбранный скоростной режим и новые лампочки существенно минимизируют риски. Хоть и не всегда: см. историю про Калмыкию и боковой порез. Там же, кстати, дорогу регулярно перебегают какие-то мелкие степные лисы, встреча с которыми чревата в лучшем случае новым бампером.
Фото: 66.RU |
---|
Калмыкия — это поражающие дух разнообразные виды (нет). |
Картинка везде одна: в пятницу вечером забиты все выезды из больших городов, в воскресенье вечером забиты все въезды в большие города.
Мыслите нестандартно, ломайте систему!
Проезжайте большие города утром субботы или подгадывайте так, чтобы устремиться в курортную зону (а не из нее) вечером воскресенья. А лучше всего езжайте в понедельник: крупные города на пути встретят вас обычным будничным трафиком, а не столпотворениями уикенда.
Фото: 66.RU |
---|
Башкирские обочины — это не крапива, не бери ее. |
Когда я был чуть моложе, мог в один присест проехать 1600 км почти без остановок, а 2100 км — с остановками, но тоже в один присест. Сейчас поумнее стал и стараюсь дробить дальнюю дорогу на отрезки в 800–1000 км — не больше. Во-первых, физически комфортнее, следовательно, безопаснее. Во-вторых, успеваешь зацепить впечатлений в точке ночевки. В результате дорога «Москва-Екб» одним заходом и та же дорога с остановками в Нижнем и Казани — это совершенно разный экспириенс, хоть и получается вдвое дольше.
Фото: 66.RU |
---|
Россия — для бесстрашных |
Отрезки по 800 км хороши для людей (меня) с плохим устным счетом. Средняя скорость передвижения по России — если ты не раллист в отставке — это стабильно 80 км/ч. Как ни ускоряйся на отдельных отрезках, быстрее не получится явно. А раз 80 километров в час, значит, 800 километров — это 10 часов, если я без калькулятора все правильно понял. Удобно планировать, когда цифры круглые и большие.
Фото: 66.RU |
---|
Русский юг — это закрученные серпантины. Со всеми вытекающими: сравнительно невысокий темп передвижения, слепые повороты, из-за которых то байк вывалится, то джигит на низкой «Приоре». |
Последний раз, когда я решил проехать 1500 км в один присест и не спать, чуть не ушел в отбойник где-то за турецким Самсуном. Потому что с организмом спорить бесполезно: если он устал — уснет, хотите вы или нет. Даже если будете очень стараться: мне так однажды на излете 20-го часа дороги в фонарях впереди идущего грузовичка показалась морда Диавола. Я ее прямо видел — она горела и пылала, и велела своим грязным ртом мне идти спать.
Много раз спрашивал гонщиков-марафонцев, у которых за плечами «24 часа Ле-Мана»:
— Как бороться со сном за рулем?
И раз за разом слышал один ответ:
«Никак. Хочешь спать — сворачивай на обочину и спи»
А уж если Марк Шульжицкий (5-е место в «Ле-Мане'2014») и Роман Русинов (не слезает с подиумов в Ле-Мане) не знают, как не спать, то мы с вами тем более не корчим из себя героев и останавливаемся. Альтернатива — попадание в сводку новостей по разделу «Происшествия».
Фото: 66.RU |
---|
Россия — для непривередливых. |
Аборигены знают, где какая камера стоит, и где ждать полицейской засады, и где можно провалиться в яму. Поэтому в незнакомом регионе я стараюсь найти в потоке машину с местными номерами и держаться ее темпа и траектории.
Однажды это, возможно, спасло мне жизнь, когда посреди зимы в сумерках я оказался в Чувашии под сумасшедшим снегопадом. Видимость не просто вперед — видимость по бокам была считаные метры. Натурально, не видно границ дороги, одна густая кромешная тьма вокруг — и тут из-за поворота вылетает местный паренек на Audi 100, и следующие 120 километров я шел по его габаритным огням. Натурально — не смотрел по сторонам (там все равно ни зги не видно), а смотрел только на его красные огоньки и молился, чтобы парню тоже было нужно в Нижний и что я не хочу снова остаться один в этой непроглядной мгле.
До сих пор уверен, что это был ангел-хранитель (хотя вообще-то я атеист).
Фото: 66.RU |
---|
Чувашия — это закаты |
Этих историй у меня — с полдюжины. То навигатор ведет на Казань через Кировскую область — 10 километров по убитой грунтовке с «кирпичом» на финише: «Переправа закрыта. На Казань проезда нет».
Фото: 66.RU |
---|
Или другой случай, когда «Алиса» сообщает, что «Найден Более Быстрый Маршрут» — и за 200 км до финиша во Владикавказе сбивает меня с федеральной трассы на козьи тропы, ведет к подножию отвесной скалы и говорит: «Прямо 3 километра». Спасибо, Алиса. Но я не на вертолете.
Фото: 66.RU |
---|
Поэтому дробите маршрут на небольшие отрезки и привязывайте его к более-менее крупным населенным пунктам вроде райцентров — так меньше вероятности уйти на проселки, потому что AI кажется, что получится быстрее.
Фото: 66.RU |
---|
Еще один предложенный вариант подсократить время в пути — вон туда, прямо. |
А еще — забейте в записнушку номера местных телефонов доверия ГИБДД. Они там, на юге, порой любят прессовать разморенных жарой и вымотанных дорогой иногородних туристов. Если претензии и правда на пустом месте и вы перед законом чисты, то демонстративный звонок по телефону доверия может разом снять все вопросы. Не стопроцентный рецепт, конечно, но мне помогало дважды.
Фото: 66.RU |
---|
Ну, и про «112» не забывайте. Держите в бардачке шаблон схемы ДТП для страховой, поставьте на телефон приложение «ДТП. Европротокол». Исключать этот риск нельзя: порой не ты, так в тебя прилетают уже на выезде из региона. Проверено. |