Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Допустим, вы упоролись и поехали на мундиаль в Саранск. Инструкция

Допустим, вы упоролись и поехали на мундиаль в Саранск. Инструкция
Фото: Сергей Матвеев для 66.RU
Наш штатный тревел-блогер сделал контрольный прохват по федеральной трассе М7 «Волга», зацепил несколько городов-участников мундиаля-2018 и очень рад за тех, кто уже в ближайшие дни повторит его маршрут с футбольно-туристическими целями.
Фото: 66.RU

«Дорогая, мы с друзьями поехали в Мордовию. Нет, не плавить кольцо всевластья, а на футбол», — то, что звучит как похмельная дичь, на самом деле может стать главным приключением лета. Хотя бы потому, что в рамках подготовки страны к чемпионату мира по футболу в плане дорожной и придорожной инфраструктуры сделано очень немало, ехать стало просто, приятно, и можно зацепить по пути много всякого без нервотрепки.

Фото: 66.RU

Главное на пути к федеральной М7 — выехать из Свердловской области, потому что дороги здесь самые паршивые. На подъездах к Перми все строят, но никак не могут достроить шикарную автомагистраль. Местные коллеги говорят, что подъезд с нашей стороны к мундиалю точно не закончат — в лучшем случае осенью. Поэтому минимум пару часов надо закладывать на простой в пробках.

Фото: 66.RU

Впрочем, и за Пермью можно неиллюзорно так прилипнуть в 10-километровой пробке, если, например, попасть на дачный час пик.

Самый большой шок поджидал меня уже в Удмуртии, через которую я раньше стабильно ездил к родне на Волгу. Последний такой проезд зимой-2016 обернулся 3 погнутыми дисками и потрепанными нервами, поэтому к своротке на Воткинск я подъезжал, загодя стиснув не только зубы.

Фото: 66.RU

Так было в мае'15

Но удмурты времени зря не теряли, и этот отрезок мы преодолели едва ли не быстрее всех остальных!

Фото: 66.RU

Так стало в мае'18

Полос, конечно, две, но асфальт переложен практически повсеместно и снабжен свежей разметкой — для большинства регионов это по-прежнему шик и роскошь. Судя по отсутствию колейности, ремонт прошел совсем недавно, так что гостям ЧМ дорог должно хватить. Правда, за пределами трассы чудес не случилось: на въезде в Воткинск вас встретит адовых размеров мусорная куча, а дороги в населенных пунктах (в том числе в Ижевске) ремонтировать систематически забы(и)вают.

Фото: 66.RU

Если бы Майкл Бэй жил и творил в Удмуртии

Про Татарстан, думаю, особо распространяться не надо. Казань же — это вообще примерно как сын маминой подруги, только реально существующий. Пока другие миллионники надувают щеки на пустом месте и ни с того ни с сего именуют себя столицей-хоть-чего-нибудь, Казань просто делает все по-столичному: парковки — платные, полосы для общественного транспорта — выделенные, светофоры — умные, система наказаний за дорожные нарушения — автоматизированная. С этим, кстати, максимально внимательно: как бы я ни старался соблюдать все знаки, а по 2-3 письма счастья от татарской полиции после каждого проезда получаю.

Впрочем, регион, который вваливает в капитальный ремонт и строительство десятки миллиардов, очевидно красив и пригож собою. И все равно меня как автомобилиста удивляет, когда за два дня в руле не встречаешь ни одной ямы. Ни одной ямы не встречаешь. Ямы не встречаешь. Ни одной.

Что касается дел чисто футбольных, то в Казани пройдут матчи не третьих составов руандской сборной, а игры топ-команд: например, матчи Франция–Австралия (16.06) и Ю.Корея–Германия (27.06), а напоследок — так и вовсе игры 1/8 финала (с 30.06). Неудивительно, что уже сейчас Казань наводнили интуристы (если они там вообще переводились когда-то): я встречал группы финнов, немцев и англичан. Которые (как и вообще везде) испытывали серьезные языковые трудности. Но на этом мы остановимся много позже.

А пока же выезжаем из Казани, факультативно наведываясь на остров-град Свияжск (вход в сам комплекс пока почему-то бесплатный).

Фото: 66.RU

На Саранск дорога ведет через Чувашию, и вот там нелишне вообще притормозить на пару дней — сыры, настойки, крафтовое пиво и чебоксарские красоты вообще стоят того, чтобы погрузиться в них на уикенд-другой.

Фото: 66.RU

Если нет, то тоже неплохо: в Мордовию от М7 ведет несколько дорог — та, что через Сив-Сирму, Алатырь, Кирю и Атяшево, прямо очень хорошая: километров 200 ровного прямика со свежим асфальтом и отсутствием камер по сторонам. Проще было ехать только через Удмуртию!

Фото: 66.RU

На въезде в Саранск нас встречают маски-шоу: ГИБДД, ОМОН и какие-то смурные люди в штатском — сразу видно: не в провинцию приехали, а в город-участник чемпионата FIFA! Хотя окрестности говорят, что все-таки в провинцию. Но в лучшем смысле этого слова.

Просто один маленький пример: кофе из автомата в зоне вылета местного аэропорта стоит от 25 до 30 рублей максимум. При том, что в других городах меньше 100 рублей за «американо» мне встречать не доводилось.

Если такие порядки сохранятся и на время проведения матчей, то Саранск вполне может стать самым бюджетным в плане проживания местом на карте России. Правда, это не касается аренды самого места для проживания: судя по «Букингу», уютные апартаменты на Металлургов стоят всего-то 50 000 в сутки. А это самый бюджетный из еще имеющихся в наличии вариантов.

Фото: фирмы-производителя

Кстати про матчи. С 16 по 28 июня в Саранске играют Перу, Дания, Португалия, Япония, Колумбия и даже Панама с Тунисом — есть за кого поболеть.

И вот на этом месте логично перейти к выводам и проблемам предстоящего ЧМ. На время этой поездки я попытался представить себя на месте типичного болельщика из России ли, из дальнего ли зарубежья. И с этой точки зрения мне все видится в несколько розовом свете: Россия к мундиалю готова. Тротуарная плитка (в основном) уложена, дороги залатаны, безнал принимают в самом мелком магазинчике Казани и на самой унылой придорожной АЗС; персонал отелей выдрессирован к ранним чек-инам и поздним чек-аутам, стадионы сверкают новизной, полиция с ОМОНОм и рамками металлодетекторов не дремлют, денно и нощно охраняя ваш покой. Одна во всем этом проблема: коммуникация. Ни в Екатеринбурге, ни в Казани, ни в Саранске я так и не увидел внятных навигационных табличек, обозначений автобусных остановок, населенных пунктов (если говорим про щиты на трассе). Про уровень межличностной коммуникации и говорить не приходится: продавщица в казанском ларьке по-русски-то меня не сразу поняла, что уж говорить про «Hello, how can I help you?», резонное в таком случае?

Фото: 66.RU

Атяшево приветствует гостей мундиаля!

И, если вдуматься, то проблема эта — острейшая и ни за 5, ни за 10 лет подготовки к событию не решаемая. Чтобы понять, о чем я, представьте, что вы в Китае: как минимум вас собьет с ног принципиально другая графика символов. Вот для иностранцев в России кириллица смотрится примерно так же. Если меняем кириллицу на латиницу, проблему не решаем, потому что остаются непривычные для европейского и любого другого уха звучания, разноместные ударения — и получаем целый ворох новых проблем с произношением и пониманием, и здесь полумеры вроде транслитерации наших названий на автобусных остановках бессильны. Ну, перевел ты «Железнодорожный вокзал» в «Zheleznodorozhnij vokzal», а толку-то? Выговорить это все равно никто не сможет. Кстати, этот момент в дни проведения гран-при Азербайджана классно высмеяли пиарщики Mobil 1, когда попросили пилота Red Bull поговорить с «Гуглом»:

Вот так и все остальные иностранцы в Саранске ли, Казани ли, Екате ли будут словно слепые котята тыкаться в непонятные вывески, садиться на остановках с непонятными названиями в автобусы с непонятным пунктом назначения и на пальцах объяснять продавцам в магазинах, какую непонятную настойку им продать. Хочется верить, что это в дни ЧМ станет для болельщиков издалека единственной проблемой. И не только хочется, но и можется.

Еще из тревел-блогинга о родине:

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.