Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как автомобилисты жили в «десятые». Ностальгии пост

6 января 2020, 12:40
Колонка
Как автомобилисты жили в «десятые». Ностальгии пост
Фото: архив 66.RU
К «десятым» годам молодой российский автопарк вырос многократно и даже метил на первое место в Европе по объемам. И если в «нулевые» его толком никто не трогал, то затем пришло время тотального регулирования и революционных изменений.

Покупали бензин по 20 руб/литр

По 23 рубля в 2011-м. По 25 — в 2012-м. В 2013-м — уже по 28. А в 2014-м — вообще по 29. На излете «десятых» за литр того же АИ-92 просят уже 41,75 руб.

Попали в фокус

Десятые — период расцвета системы фото и видеофиксации. Причем ход она набирала не спеша, но когда раскочегарилась, от камер стало не спрятаться, не скрыться. Для примера: в 2011 году в Екатеринбурге работал только один стационарный пост — на Кольцовском тракте. И фиксировал он только скорость.

К концу «десятых» камер нет на редком светофоре и на считаных столбах. И фиксируют они даже выезд за стоп-линию.

Появление инноваций на дорогах сопровождалось множеством правовых коллизий: например, долго не было понятно, как быть с лишением прав — это прерогатива полицейского «железного» или «кожаного»? В дело даже вмешался Верховный суд со своими разъяснениями.

Как автомобилисты жили в «десятые». Ностальгии пост
Фото: архив 66.RU

В конечном счете автоматизация фиксации нарушений пошла на пользу. Например, к историческому минимуму свелся живой контакт с инспекторами ДПС. Попытайтесь вспомнить, когда вы последний раз вели с ними задушевные беседы? То-то же.

Ездили «копчеными»

Долгое время на тонировку власти не обращали внимания, но в 2010 взялись радикально — штраф подняли сразу в 5 раз, с символических 100 до внушительных 500 рублей.

Плюс — снятие номеров до устранения нарушения.

Юные любители ара-тюнинга взбунтовались — не у каждого карманных денег хватит на такой штраф — и под флагами «Мы за тонер! » и с криками «Питик для пацана не деньги, буду ездить дальше» пошли митинговать. ГИБДД довольно быстро показала им, что так делать не надо, в итоге молодежь массово поехала растонировать машины.

Как автомобилисты жили в «десятые». Ностальгии пост
Фото: архив 66.RU

Впоследствии пункт про снятие номеров убрали, а «питик» точно перестал быть преградой.

Стояли в очереди на техосмотр (или покупали за 600 рублей у васи)

До 2012 года действовала полусоветская система ежегодной проверки технического состояния автомобиля: это когда ты в 7 утра приезжал на пост инструментального контроля и, если повезет, в полдень уезжал оттуда.

А то и вечером.

Пунктов проверки было мало, желающих — много. Но муторность прохождения техосмотра уравновешивалась необязательностью: у каждого автомобилиста был друг, у которого был друг, который мог подогнать заветный талончик за умеренные деньги.

Во многом поэтому МВД от техосмотра отстранили. С 2012 года этот функционал передали страховщикам, а сам техосмотр привязали к ОСАГО: хочешь страховку — подтверди техническую исправность авто.

Стало только хуже: техосмотр окончательно превратился в фикцию, когда за 1500 рублей в придачу к полису ОСАГО тебе стали выдавать т.н. «диагностическую карту». Показывать машину никому при этом не обязательно: только назови марку шин и пробег, можно даже из дома не выходить.

ГИБДД сразу заметила всплеск аварийности из-за технического состояния автотранспорта, намекая на связь с новым «техосмотром». Но менять в этой системе в «десятых» уже никто ничего не стал.

Как автомобилисты жили в «десятые». Ностальгии пост
Фото: архив 66.RU

Без дела ГИБДД, кстати, не осталась. Не надо проверять талон техосмотра? Проверим полис ОСАГО! Который в середине «десятых» стал электронным, но с бумажкой все-таки надежнее.

Продавали машины сами

Где-то с 2012 года в нашу жизнь стал входить диковинный трейд-ин — когда твою машину выкупал дилер с разными последствиями: или в качестве первого взноса на новый автомобиль, или на дальнейшую перепродажу. Привыкшие по воскресеньям ездить на рынки автомобилисты к инновации отнеслись с прохладцей, и пока за trade-in не стали доплачивать, популярностью он не пользовался.

В кризисные годы появилась еще масса других способов избавиться от автомобиля при помощи посредника: аукционы и перекупы стали плодиться как на дрожжах. В итоге к 2020-му уже нет особых резонов давать объявление самому, на морозе показывать машину потенциальному покупателю (всем двадцати), от руки писать договор купли-продажи и так далее. Процесс приобрел сильно цивилизованную форму, ускорился и упростился, а теплые и ламповые (нет) площадки под открытым небом — так вообще, похоже, доживают свое последнее десятилетие.