Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как в 2019-м продать машину и не нарваться на подонков

11 февраля 2019, 15:30
Колонка
Как в 2019-м продать машину и не нарваться на подонков
Фото: архив 66.RU
Кирилл Зайцев объясняет, почему даже в XXI веке машину надо продавать самому, иначе всякое может случиться и помочь будет практически некому.

По следам нашумевшей истории на «Привозе»

Что за история?

Типичная, банальная и старая как мир. Человек поставил машину на реализацию через автосалон-посредник, автосалон-посредник машину продал, деньги перечислять не спешил под разными предлогами. По опыту прошлых лет, потерпевшие своих денег так и не дожидаются, а салоны порой закрываются на ключ, хозяева скрываются в неизвестном направлении.

Так было с «АвтоСмайлГрупп» в 2014-м, так случилось с клиентами «Фреш-моторс» в 2015-м. В последнем случае владельцы салона обманули 135 человек и обогатились примерно на 50 миллионов рублей. Но там хотя бы концы нашлись, что бывает не всегда.

Получается, не надо продавать на «Привозе»?!

Не суть важно. Авторынок в данном случае — третья, а то и пятая сторона, которая просто предоставляет площадку арендаторам. А вот арендаторы могут быть разные — тут как с триппером, не угадаешь: твой половой контрагент может быть пригож и мил, но что у нее там, скажем так, на душе, тебе неведомо.

Закономерности не выявить: приснопамятный «АвтоСмайлГрупп» базировался на ТК «Академический», не менее приснопамятный «Фреш-моторс» — на «Белой башне», герои пятничной публикации — на «Березовском привозе».

Все — на уважаемых площадках. У всех красивые офисы с новой оргтехникой. У всех дорогая и нарядная реклама (Саш, привет). Все обманывали людей.

Короче, тут не угадаешь. Потому что не в локации дело, а в дырявости законов, простоте и наглости (а оттого — эффективности) схем, по которым работают салоны-перекупы. И в доверчивости клиентов.

А какие вообще схемы продажи есть в современном мире?

Генеральных схем две: машину можно продать «Быстро и плохо» или «Дорого и плохо». В первом случае ты скидываешь «колеса» хоть за один день, но теряешь в деньгах 100–150 тысяч и более. Во втором случае ты продаешь сам, это может затянуться на 3–6 месяцев, а то и больше, зато в кармане осядет почти та сумма, на которую сам рассчитываешь.

Что такое «Быстро и плохо»?

Вариантов тьма, но все они сходятся в том, что есть посредник.

  • Можно сдать машину в trade-in официальному дилеру в зачет новой (оценивают минимум на треть ниже рынка, но это иногда компенсируется скидкой от производителя);
  • можно оставить официальному же дилеру на реализацию (комиссия 30–50 тыс.);
  • можно поставить машину на реализацию в маленький частный салон (как в нашумевшей истории);
  • можно просто скинуть перекупам или в CarPrice, который, по сути, — агрегатор перекупов.

Срок продажи своего автомобиля в таких случаях варьируется от одного дня до нескольких месяцев (это хорошо), но влечет непременные траты (это плохо). Навскидку (по моим многолетним наблюдениям, но без какой-то обосновывающей статистики Росстата) перекупы всех мастей берут машину минимум на 100–150 тысяч меньше среднерыночной. В эту «комиссию» они закладывают предпродажную подготовку (химчистка, подкраска) и свою маржу. «Тысяч 40 с твоей машины мне же в карман положить надо, правильно?» — еще в 2014 году сказал мне знакомый перекуп, которому я возил автомобиль на оценку. Машину я тогда продал ровно на 100 тыс. дороже его оценки. Сейчас порядок цен (в массовом сегменте) изменился мало.

Как в 2019-м продать машину и не нарваться на подонков
Фото: 66.RU

Про CarPrice, кстати. Обольщаться песнями Сергея Жукова не стоит, это старая схема на новый лад. По сути — агрегатор перекупов. Сначала — поверхностный осмотр: визуально и ушами. Двигатель слушают на холостых — я заорал, когда увидел такую «диагностику». Мы с другом Васей мне так первую «Шкоду» покупали: капот открыли, посмотрели — вроде работает, хорошая машина, надо брать. Короче, после такой «диагностики» машину выставляют на аукцион, в котором участвуют перекупы всей страны. Предложенный ими ценник устроит, вероятно, в одном из четырех случаев: или если деньги нужны прямо сейчас, или если сотня-другая тысяч для вас тьфу, или если заниматься продажей вообще лень, или если вы слабоумный и в отчаянии.

Итоговый ценник при любой схеме продажи зависит от ликвидности машины, от ее состояния и комплектности. Более-менее вменяемый прайс салоны/перекупы вам предложат разве что за двухгодовалую Camry с двумя ключами и одним собственником в ПТС без нарушения геометрии в результате ДТП.

Но такую машину вы и без всяких «КарПрайсов»/привозов продадите.

Что такое «Дорого и плохо»?

Это — классика с подачей объявления и самостоятельной продажей. Вам будут звонить разные люди, некоторые — даже приезжать на посмотреть, а кто-то один приедет с деньгами и купит. Возможно, через месяц. Возможно, через полгода. Опять же, зависит от популярности вашей марки/модели и ценового предложения.

Экономика здесь простая: берется среднее арифметическое по «хотелкам» на такую машину, сверху набрасывается сколько-нибудь для торга, дальше — как повезет. «Королле» в 120-м кузове повезет немного больше, чем Audi TT, ее заберут быстро. ТТ заберут, но попозже. Зато на условиях, более близких к вашим ожиданиям.

А еще, только самостоятельная продажа максимально убережет вас от историй «Сдал машину на комиссию, не могу получить деньги от салона, что мне делать, дорогая редакция?!»

Запомните: ПТС из рук выпускать можно только в обмен на деньги, а не в обмен на обещание денег когда-нибудь потом с отсрочкой платежа 10 дней.