В этом сезоне я шестой раз подряд «заседаю» в жюри национальной премии экспертов автомобильного бизнеса «ТОП-5 АВТО». Должен проставить галочки напротив номинантов — «70 новых или существенно обновленных автомобилей, представленных на российском рынке, за отчетный период — 2019 год». И это будет максимально легкий выбор, потому что «новых или существенно обновленных» автомобилей в 2019 — кот наплакал.
Более того, впервые на моей памяти принципиальная, фундаментальная, ключевая новинка на масс-маркете была всего одна. Остальное — рестайлинги рестайлингов и прочие вариации на тему фейслифта с дальнейшим апгрейдом модернизации.
Российский авторынок окончательно сварился в своем соку, изредка получая инъекции уже поживших свое в остальном мире продуктов вроде Rav4, Q3, Karoq.
Полтора главных автомобиля
Идеальное отражение происходящего в российской индустрии: рестайлинг и глубокая техническая модернизация в одном случае плюс действительно новый автомобиль, собранный из незабытого старого, в другом. Qashqai и Arkana, два представителя бесконечного потока «Ренониссана», главного ньюсмейкера отрасли на отдельно взятой части суши.
Arkana из этих двух машин на статус принципиальной новинки претендует с полным основанием: опять же, впервые на моей памяти это без маркетинговых ужимок автомобиль, созданный специально для России. Все остальные вещи под этой плашкой были все-таки глобальными продуктами с локальной адаптацией:
- Solaris ↔ Verna ↔ Accent (Китай/США)
- Polo sedan ↔ Polo/Rapid (Индия)
- Creta ↔ ix25 (Китай, Индия)
А «Аркану» придумал российский офис, и только в России (+СНГ) она и продается. Идеальный продукт своего времени — времени стагнации, обрезания костов и желания натянуть «купе» на все, что с четырьмя ведущими.
![]() Фото: архив 66.RU |
---|
Вышло не позорно и по-своему мило: с намеком на управляемость, с акцентом на всеядность, местами задорной динамикой и без дураков интересным дизайном.
![]() Фото: архив 66.RU |
---|
На другом полюсе автоновинок года — обновленный Qashqai, который весьма схематично изменился внешне, но радикально поменялся внутри. Особенно на фоне своего британского собрата, который вроде точно такой же, а вообще — другой. Тут свой пол, точки крепления подвесок, безальтернативная многорычажка сзади, электрика, усилитель руля и даже нюансы вроде отделки багажника.
![]() Фото: архив 66.RU |
---|
В принципе, можно посмотреть на два этих автомобиля и понять примерно все о состоянии рынка и отрасли в целом. Из всего разнообразия, которым богаты мировые гранды, мы получаем в лучшем случае новый кузов поверх старой тележки, а то и модернизированную тележку под старым кузовом.
![]() Фото: 66.RU |
---|
И так до бесконечности. Пока где-то там у Nissan выходит второе поколение Juke, пока Renault щеголяет флагманским «Талисманом», а Skoda бороздит города и страны новой Scala и Kamiq, мы получаем вариации старых песен о главном вроде «Рапида» — со старой техникой, но с новым кузовом.
…И одна другая тенденция авторынка
Исконно российская легковая индустрия (представленная ныне только УАЗом и АвтоВАЗом) наконец-то в совершенстве освоила автоматические трансмиссии. То, о чем в 90-е мы только мечтали, в «нулевые» видели в исполнении гаражных мастеров, сегодня окончательно захватило конвейер. В 2019 АвтоВАЗ перевел Xray и Vesta на вариатор CVT, а UAZ освоил французскую коробку для «Патриота».
![]() Фото: архив 66.RU |
---|
В отличие от прошлых и во многом нишевых опытов (Granta с АТ Jatco, робот АМТ на ней же) в этот раз все может получиться. В случае с «Грантой» автомат не снискал какой-то особой любви, потому что появился на машине того сегмента, покупатель которого крайне чувствителен к малейшему колебанию цены. Грубо говоря, там мотивация «лишь бы не на трамвае и убраться в бюджет», и доплата даже в 30–40 тыс. чувствительна. Вариаторные «Весты», например, нацелены на несколько другую аудиторию — которой 40–50 тысяч сверху не смертельны, а третьей педалькой орудовать они уже не хотят.
![]() Фото: архив 66.RU |
---|
The Walking dead, s20e19
А стоит ли вообще удивляться отсутствию новинок и оживления на рынке в целом?
Вряд ли.
После известных событий мы все обречены жить в 2014 году, поставленном на repeat. Меня в этой связи раздирает сильный когнитивный диссонанс. С одной стороны, есть полное ощущение, что авторынок мертв. Как минимум там ничего не происходит, перемены — косметические, тектонических сдвигов можно не ждать ближайшие лет, быть может, 10.
С другой стороны, рынок-то есть. В проданных штуках мы по-прежнему где-то сразу после Италии и Южной Кореи — не самое плохое соседство, в общем-то, спасибо, что не Северной. Салоны работают, реклама крутится, блогеры кривляются — нельзя сказать, что рынок мертв. Жив вроде как, просто последние пять лет лежит в стазисе и переваривает наследие прошлого десятилетия. То есть не жив. Но и не то чтобы мертв. И тут на ум приходит слово из фильмов про зомби — afterlife. На русский его обычно переводят длинно и затянуто, что-то вроде «жизнь после смерти».
Но я бы перевел дословно: послежизние.
Вот в этом послежизнии наступающее десятилетие и проведем