Если открыть вкладку со спортивными новостями на любом региональном ресурсе, то в лучшем случае там будет «ФК Урал», «ХК Автомобилист» и какие-нибудь биатлонисты. Парочка. У меня от этого, конечно, невыносимо бомбит, потому что уральские гонщики рвут чемпионат Европы по ралли, привозят первые места с ралли-рейдов в Удмуртии и Марокко, распинают российский ралли-кросс, попутно навозя доли секунды итальянским картингистам, а на пенсии вместо подсчета копеек индексации раздают угла в автомногоборье. По-моему, на этих историях стоит остановиться поподробнее.
Фото: Антон Михайлов для 66.RU |
---|
Кирилл Смаль (третий справа), участник чемпионата Европы и мира по картингу, класс «ОК-Юниор» |
У Кирилла Смаля из Арамиля (пока что) эталонная гоночная карьера, не характерная для российских пилотов в принципе. Начав в 6-летнем возрасте с локальных соревнований по картингу, Кирилл довольно быстро дорос до чемпионата Европы, куда попал по протекции SMP Racing Бориса Роттенберга. Эта команда уже сделала победителем Европейской серии Ле Ман в классе GT другого нашего земляка — Кирилла Ладыгина, проторила в F1 дорогу Сергею Сироткину, куда, кто знает, поможет дойти и Кириллу Смалю.
Фото: Команд-участниц для 66.RU |
---|
В этом году арамилец собрал ворох наград в Европе, причем в самой конкурентной ее части — Италии — в том числе выиграл старейшую картинговую гонку в мире — Trofeo delle Industrie.
Кирилл Смаль, картингист:
— Конкуренции в Европе больше. Сильные пилоты из Германии, Италии, но самые серьезные соперники в этом году были, конечно, итальянцы и бразильцы. Поначалу было тяжело, но потом привыкли работать на таком же уровне или даже выше. Но по итогу сезона я бы себе поставил «3» или «4-»: не все удалось показать, в некоторых гонках можно было выступить лучше. Порой не хватало везения.
В следующем году Кирилл Смаль переходит в старший класс («ОК»), но с прогнозами пока осторожен: «Были первые тесты, пока что все выглядит неплохо, но будет тяжелее — растет конкуренция, придется бороться с профессионалами уровня чемпионов мира».
Фото: Антон Михайлов для 66.RU |
---|
Алексей Миронов/Дмитрий Петухов, обладатели Кубка России по ралли в Абсолютном зачете |
«Начинали в 2004-м вообще в классе «Стандарт» — машины без каркасов, хотели просто выиграть. В 2007-м все-таки выиграли, потом застопорились: то машина ломалась, то еще что-то — не могли поставленные турнирные задачи выполнить», — так начинается примерно каждая гоночная история энтузиастов из регионов. Чаще всего тем и заканчивается, но Алексей Миронов оказался упертым, и через 14 лет после старта карьеры он получает заветный Кубок России в Абсолютном зачете.
Фото: Антон Михайлов для 66.RU |
---|
Впрочем, аппетит от этого только распаляется: «Дальше что? В чемпионате России побеждать. А еще дальше… Дальше я бы…Ну, один этап Европейского первенства бы проехать! Но все упирается в бюджет. Цифры у всех разные: можно и за 50 000 проехать гонку, и за 500 000, и за 5 000 000».
В европейском первенстве в этом году соперникам (почти) не оставили шансов другие уральские парни — Сергей Ременник и Марк Розин. В свой второй сезон European Rally Championship (FIA ERC) пилоты из Екатеринбурга раскатали соперников со всего Старого Света, побывали на подиуме 5 раз из 5 стартов и взяли «серебро» в зачете серийных автомобилей (ERC2).
Попутно экипаж Ременник/Розин собрал трофеи Европы и стран Балтии, уральцы стали мастерами спорта международного класса.
Фото: Антон Михайлов для 66.RU |
---|
Сергей Ременник, Марк Розин: вице-чемпионы ERC2, победители Baltic Rally Trophy-2018 |
Поэтому после локальной церемонии награждения лучших Сергей с Марком отправились в Париж, где получали награды уже от лица непосредственно Международной автомобильной федерации (FIA).
Дальше? Ответ, подозреваю, известен: «Бюджеты, бюджеты, бюджеты». Тема бюджетов идет штрихпунктиром через всю церемонию награждения: в России в целом и на Урале в частности автоспорт — это не прыжки на лыжах или, там, не хоккей, чтоб по три арены друг на друге строить. Финансов — никаких, господдержки — никакой, все на частные средства, что равнозначно «через «не могу» и «вопреки» — на голом дичайшем энтузиазме. Как у еще одного Кирилла, который 2018-й закончил в статусе бронзового призера России по ралли-кроссу.
Фото: Антон Михайлов для 66.RU |
---|
Кирилл Коноплев, III место чемпионата России по ралли-кроссу 2018, дивизион «Супер-1600» |
«Кросс в России сейчас не очень конкурентоспособен, поэтому я решил пойти в ралли-кросс — там борьбы больше. А в Европе-то это вообще же сейчас самая конкурентная дисциплина: есть классы, где по 40 (!) машин стартуют. При этом уровень российского ралли-кросса сопоставим с европейским, поэтому я пошел туда — чтобы большему научиться».
При этом Коноплев добавляет, что «стать чемпионом — не самоцель», цель — получать кайф. Странноватая мотивация для спортсмена-профессионала, но логичная — для автоспортсмена-энтузиаста, который вкладывает в гонки свои личные финансы. Сегодня есть бюджет и старты — завтра нет. Успевай радоваться, успевай кайфовать.
Фото: Антон Михайлов для 66.RU |
---|
А вот экипаж Сергея Карякина/Антона Власюка на «Дакар-2019» выдвигается все-таки с целью победить. Весьма амбициозно, учитывая, что для их команды этот ралли-рейд станет совершенно новым вызовом. Сергей с Антоном, конечно, кучу лет отъездили бок о бок в локальных соревнованиях, но все свои «Дакары» Карякин таки ехал один и верхом на квадроцикле. В этом году — багги, штурман, командная работа. Сдюжат? Антон считает, что да. Хотя бы потому, что напарники они — не первый год, а весь 2018-й ударно готовились к «Дакару» в песках Марокко, попутно походя забирая трофеи внедорожной серии Can-Am X Race.
Фото: Антон Михайлов для 66.RU |
---|
Антон Власюк (справа), победитель «Шелкового пути-2018» (класс Open) и победитель Кубка мира по ралли-рейдам в Марокко (зачет SSV) |
Антон Власюк, штурман команды Snag Racing:
— Прогнозы на «Дакар» отличные. Технику мы протестировали-откатали не в одной гонке уже, так что в ней уверены почти на 100%. Но 1% никогда не исключаем. Сами готовимся физически, морально. Для нас это первый командный «Дакар», но мы с Сергеем много лет ездили вместе, и соперники отмечали наш экипаж как один из самых слаженных. Мы понимаем друг друга с полуслова, не делимся на «I-II», всегда готовы заменить друг друга. И не боимся, несмотря на то, что в «Дакаре» теперь выросла конкуренция, — к нам в класс перешло множество титулованных гонщиков из других зачетов.
А пока Сергей с Антоном будут вязнуть в лиманах Южной Америки и харкать песком, старшее поколение будет вышивать. Только не крестиком, а по льду. Новоуральские пенсионеры, например, самоорганизовались по автоклубам и проводят на местных автодромах свои конкурсы по фигурному вождению и знанию ПДД: «Бокс» передним ходом, «Змейка» — задним, как и крест в 4 створа. И это — на седьмом десятке! В то время как я знаю людей, которые на третьем так не умеют. Поэтому тех, у кого возраст драйву не помеха, чествуют наравне с более быстрыми пилотами мирового класса. Вполне, в общем-то, заслуженно.
Фото: Антон Михайлов для 66.RU |
---|
Наталья Толстолудская (справа), председатель клуба «Драйв», номинация «Возраст драйву не помеха». |
Это, конечно, не все истории с церемонии награждения лучших гонщиков Урала, но вернусь к началу и снова задам вопрос «Почему даже они так редко попадают в повестку»? Есть радикальная точка зрения.
Евгений Фомичев, президент Федерации автоспорта Свердловской области:
— Вам честно сказать или обтекаемо? Потому что пресса продажная женщина, и она работает только за деньги. Нет бутербродов с икрой, они не очень охотно едут…
Хотя добавляет, что проблем у автоспорта хватает и без продажности прессы: вся инициатива — на частные деньги, в регионе нет своей полноценной картинговой трассы, поэтому спортсмены вынуждены тренироваться в Челябинске; на федеральном уровне присутствие даже сочинского этапа F1 решению этих вопросов не способствует, поэтому и быть автоспорту у нас и дальше уделом энтузиастов, которым главное — «не мешать».