Три четверти российских АЗС (76%) недоливают бензин. К таким выводам по итогам исследования пришли специалисты Федерации автовладельцев России (ФАР).
Шокирующие итоги стали причиной конфликта ФАР с представителями «Независимого топливного союза». Последние назвали результаты фейковыми. Их, в частности, возмутил метод измерения, который использовали специалисты ФАР, а также число проверенных АЗС — 34 (при 25 тыс. работающих в России заправок).
Рассудить оппонентов журналисты 66.RU попросили сотрудника ФБУ «Уралтест». Инженер по метрологии второй категории Николай Зайцев не является ни сотрудником АЗС, ни обиженным автовладельцем. Поэтому мы вполне можем считать его независимой стороной.
Специалист «Уралтеста» занимается тем, что ежедневно замеряет фактический объем бензина и в случае, если он не соответствует заявленному на табло, проводят калибровку колонки. Как рассказал Николай Зайцев, владельцы каждой заправки должны ежегодно проходить добровольную сертификацию. Также получать сертификат проверки необходимо каждый раз, когда на колонке срывают пломбу, — например, после ремонта.
Выглядит это так:
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Сотрудник АЗС, который помогает метрологу (или поверителю), опускает пистолет вниз (как правило, в обычное ведро), нажимает на «курок», засекает минуту и ждет, пока из него скапают остатки топлива после предыдущей заправки. |
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Дождавшись, когда оператор-кассир АЗС задаст необходимый объем (в нашем случае это 10 литров), представитель АЗС опускает пистолет в специальный мерник и начинает «заправку». |
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Разница между обозначенным на табло колонки и фактическим объемом бензина в теплое время года не должна превышать 0,25%. Соответственно, на 10 литров бензина погрешность составляет 25 миллилитров. |
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
По правилам, каждую колонку необходимо проверить по два раза. |
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
В случае если какая-то из колонок выдает топлива с нарушением допустимой погрешности в ту или иную сторону, слесарь АЗС производит ее настройку. |
Фото: Владислав Бурнашев; 66.RU |
---|
После окончания поверки на колонку обязательно ставят пломбу. |
Николай Зайцев, инженер по метрологии ФБУ «Уралтест»:
— В среднем по этой АЗС недолив составляет около 20 миллилитров, но на некоторых колонках бензина налили даже чуть больше.
По словам Николая, максимальный недолив, который он встречал за время работы, составлял 50–60 миллилитров.
— Наверняка вы знакомы с результатами исследования Федерации автовладельцев России. Как можете их прокомментировать?
— Я же не видел своими глазами, как они его делали. Они заявляют, что измеряли объем массовым методом. Они заливали бензин в какую-то свою емкость. То есть взвесили емкость до залива, в тару загнали, обнулили и потом залили топливо и взвесили на весах. И таким образом определяли погрешность.
— Насколько достоверен такой метод?
— Это зависит еще и от весов, которые они использовали, — какая у них погрешность. Когда (проводишь измерение) мерником, здесь все наглядно видно. А там получается косвенное измерение, там надо измерять, а потом еще высчитывать через формулу объем (топлива). Помимо того что литр бензина весит меньше килограмма, у каждой марки бензина своя плотность. А они, по-моему, брали какую-то усредненную плотность.
По-хорошему, они должны были спросить у оператора, какая плотность бензина или дизеля в данный момент времени. В резервуарах стоят уровнемеры, которые мерят и плотность, и уровень. Либо сами должны были померить плотномером. Не помню точно, делали они это или нет.
— Насколько можно доверять результатам этого исследования?
— Я так понимаю, что это неутвержденная методика измерения. Не могу ответить вам. Если бы они вместе с нами съездили, можно было бы сравнить два метода.
— Куда наиболее эффективно жаловаться на недолив?
— Многие ошибочно считают, что нужно обращаться в Роспотребнадзор. Это не так, это потеря времени. Нужно жаловаться в Росстандарт, они имеют полномочия провести внеплановую проверку АЗС.
Оператору никто не мешает нажать какую-нибудь кнопку и колонка нальет точно сколько должно быть.
Ну а когда заправляется обычный человек - идет недолив.