Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как решить проблему парковочных мест. Три способа

22 февраля 2018, 13:00
Как решить проблему парковочных мест. Три способа
Фото: архив 66.RU
Двор — место для людей, а не для машин, но зачастую, особенно в старом жилом фонде, это единственное место, где можно оставить свой автомобиль. Журналисты 66.RU изучили рынок паркингов Екатеринбурга и разобрались, как город пытается остановить засилье машин.

Екатеринбург входит в четверку российских городов по количеству автомобилей на душу населения. По оценке областной автоинспекции, сегодня в городе на одну среднестатистическую семью приходится почти два автомобиля. Технический прогресс начал работать против человека, и рост количества автомобилей обостряет проблему с их хранением.

Ситуацию частично решили внесенные изменения в законы. Первый закон был принят Гордумой Екатеринбурга и урегулировал нормативы градостроительного проектирования: с 2016 года на каждые 80 кв. м построенного жилья должно быть предусмотрено одно парковочное место. Второй закон — федеральный. Он наконец-то объявил машино-места недвижимостью. То есть личную парковку можно продать, подарить, заложить, передать по наследству и т. д.

На данный момент решение вопроса о том, где оставить машину, возможно тремя способами: на плоскостных, наземных или подземных паркингах.

Плоскостные парковки

Если позволяет место, то, как правило, застройщики размещают парковочные карманы по периметру корпусов. Они дешевы в строительстве — нужно только положить асфальт, — но занимают большую площадь, что особенно критично в тех районах, где земля стоит дорого. Таким же способом решен вопрос со стоянкой в старом жилом фонде.

Поэтому многие автовладельцы из-за отсутствия альтернативы вынуждены отдавать предпочтение именно такой парковке и оставлять машины под окнами, для успокоения оснащая их сигнализацией. По вечерам между водителями за эти места разворачивается борьба — автолюбители кругами ездят по дворам, пытаясь приткнуть машину.

В плоскостных парковках есть еще три больших минуса. Во-первых, такая система организации стоянки не дает застройщику освободить дворы от машин и обустроить спортивные и игровые зоны.

Во-вторых, такая стоянка в любой момент может превратиться в гоп-парковку — если есть возможность, хитрые люди обязательно найдут, как поставить будку, огородить нужный им периметр забором, а потом брать с жителей дома по 100 рублей за сутки.

Третий минус еще более неприятный — очень часто машины пропадают и горят именно на таких стоянках. По крайней мере, таковы данные полиции, МЧС и администрации города Екатеринбурга. Последние, кстати, считают одной из действенных мер борьбы «организацию дежурств автовладельцев для охраны дворовых территорий и находящегося на их территории автотранспорта». Будем честными, так себе затея.

Подземные парковки

Стоимость строительства подземных паркингов в среднем в два раза дороже, чем возведение надземных оборудованных площадок для парковки. Дело в том, что любые работы, проводимые ниже уровня грунта, сопряжены с повышенной сложностью, так как приходится решать проблемы переноса магистральных коммуникаций и отвода грунтовых вод. В итоге строительство одного квадратного метра паркинга на «минусовых» этажах обходится застройщику дороже, чем строительство квадратного метра жилой недвижимости. А продать потом эти машино-места практически нереально.

Примером этого может послужить микрорайон Академический, где подземные стоянки начали строить под каждым домом еще 10 лет назад. Однако выкупать эти машино-места стоимостью 300 тысяч рублей жители микрорайона, где предусмотрено дешевое жилье, не спешат и продолжают заставлять дворы машинами так, что, как говорится, ни пройти, ни проехать. А те, кто все-таки выкупил, — теперь жалуются на то, что весной паркинг регулярно затапливает.

Подземные паркинги — комфортно, но дорого

И 300 тысяч рублей, за которые предлагают приобрести машино-места в Академическом, — цена, можно сказать, одна из самых низких по рынку. Так, например, стоимость подземного паркинга для жителей ЖК Clever Park составляет 900 тысяч рублей, в то время как квартира в доме стоит минимум 3 млн рублей. Рядом с Clever Park находится «Чемпион-парк» от «Атомстройкомплекса», где машино-место в подземно-наземном паркинге стоит еще дороже — от 1,2 млн рублей.

«Подземные паркинги стоят дорого, спросом у населения они не пользуются», — объясняет один из ведущих застройщиков Екатеринбурга, управляющий по недвижимости «Группы ЛСР» на Урале Владимир Крицкий. Впрочем, в некоторых своих проектах «Группа ЛСР» такие паркинги все-таки строит. Например, в ЖК «Калиновский» и «Флагман». Хотя в первом комплексе подземная стоянка будет рассчитана на 153 места, так как у всех домов предусмотрены многоместные и большие плоскостные парковки. А в ЖК «Флагман» на ВИЗе — это единственный возможный вариант, где можно оставить машину. В паркинге «Калиновского» машино-место стоит от 433 тыс. руб., а во «Флагмане» — от 440 тыс. руб.

Наземные парковки

Многоуровневые наземные паркинги — более экономичный и не менее эффективный способ решения проблемы парковки большого количества машин на ограниченной территории. Они могут вмещать до нескольких тысяч автомобилей. Такие паркинги обустраивают в отдельно стоящих зданиях или пристраивают к глухим стенам готовых строений.

Владимир Крицкий, управляющий по недвижимости «Группы ЛСР» на Урале:

— Подземные паркинги из-за высокой стоимости мы реализуем не годами, а десятками лет. А наземные паркинги — это конкурентоспособная продукция, они при нормальном проекте достаточно дешевы, пользуются спросом и дают людям возможность поставить свою машину на охраняемую территорию и приобрести себе постоянное место для парковки.

«Группа ЛСР» одна из первых сделала такой паркинг в ЖК «Березовая роща» и, оценив успешность проекта, продолжила его воспроизводить в других своих новостройках.

Как решить проблему парковочных мест. Три способа
Фото: архив 66.RU

Наземный паркинг в «Березовой роще» был пилотным проектом компании

Недавно была сдана 7-этажная наземная стоянка в ЖК «Рассветный». Стоимость машино-места в нем начинается от 240 тысяч рублей. Сейчас девелопер завершает строительство наземного паркинга в «Мичуринском», запроектированы такие стоянки и в новом проекте в Пионерском — в «Цветном бульваре».

Срок сдачи паркинга в «Рассветном», согласно проектной декларации, был запланирован на второй квартал 2018 года. Однако в эксплуатацию его ввели уже в декабре 2017 года

К таким паркингам приходят и другие застройщики, но пока в жизнь воплощаются немногие из них. Да и разброс цен — велик. Так, например, цена паркинга, относящегося к жилому комплексу на Победы — Бакинских Комиссаров — Никитина, который возводил «Атомстройкомплекс», начинается от 300 тысяч рублей. Все у того же застройщика в ЖК «Апельсин» на пересечении Московской и Островского ценник за машино-место начинается от 700 тысяч рублей. Кроме того, «Атомстройкомплекс» анонсировал строительство целого комплекса многоэтажных парковок на своем большом участке 19 га на Широкой Речке. Было это 4 года назад, а работы так и не были начаты.

А вот еще одна интересная концепция: девелопер находит для строительства паркинга стороннего инвестора и проектирует на первом этаже коммерческие площади. Такая идея была у УГМК в рамках жилого комплекса «Азбука» на Широкой Речке. По задумке, на первом этаже паркинга должен был располагаться супермаркет «Звездный». Однако сеть магазинов закрылась, а следовательно, и якорного арендатора на первом этаже парковки не стало. Отметим, что предпродажные анонсы завлекали покупателей ценой 200 тысяч рублей за машино-место, однако сейчас, когда паркинг уже построен, ценник, согласно данным с сайта комплекса, достиг уже 400 тысяч рублей.

Как решить проблему парковочных мест. Три способа
Фото: архив 66.RU

Так должен был выглядеть паркинг в ЖК «Азбука»

Подобный проект предусмотрен и в башне iTower, которую будет строить группа компаний «Атлас-Девелопмент». Но сдача первого дома состоится только в IV квартале 2019 года, дата открытия паркинга пока вообще не называется, как и то, кто будет арендатором площадей на первых этажах.